Кодекс этики российского библиотекаря

  1. Основные положения

1.1. Настоящий Кодекс профессиональной этики работников   Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Централизованная библиотечная система Западного административного округа» (далее – Кодекс) представляет собой свод основных базовых ценностей, норм и принципов,  которыми обязаны руководствоваться сотрудники при исполнении своих должностных обязанностей.

Правовую основу Кодекса составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иных федеральных органов государственной власти.

1.2. Целью настоящего Кодекса является установление правил служебного поведения работников ГБУК г. Москвы «ЦБС ЗАО» (далее – ЦБС ЗАО) для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности.

Настоящий Кодекс выполняет следующие функции:

- содействие формированию ценностно-этической основы профессиональной деятельности;

- обеспечение гарантий осуществления прав граждан;

- содействие повышению профессионального авторитета культурной среды в обществе.

1.3. Работники ЦБС ЗАО соблюдают нормы профессиональной этики и правила хорошего тона поведения в обществе; проявляют корректность и внимательность в обращении с посетителями учреждения, иными гражданами и должностными лицами.

 

1.4.  Работники ЦБС ЗАО воздерживаются от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в правомерности и этичности действий при исполнении работником сферы культуры своих должностных обязанностей, а также избегают конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб личной репутации, репутации других работников Библиотеки или учреждению в целом.

1.5. Положения настоящего Кодекса обязательны для всех работников ЦБС ЗАО  и являются составной частью должностных обязанностей работников.

 

  1. Основные этические принципы

 

2.1. Деятельность работника ЦБС ЗАО основывается  на следующих принципах профессиональной этики:

  • Честность и непредвзятость в работе с коллегами, посетителями и деловыми партнерами. Это фундамент деятельности ЦБС ЗАО, ее деловой репутации. В ЦБС ЗАО не допускаются конфликты между личными интересами и профессиональной деятельностью; обман, умалчивание и ложные заявления не совместимые со статусом сотрудника Библиотеки.

 

  • Объективность. Работник должен быть справедливым, на его объективность не должны влиять ни предубеждения, ни пристрастия, ни конфликт интересов, ни иные факторы.

 

  • Профессиональная компетентность и должная тщательность. Работники Библиотеки предоставляют профессиональные услуги с должной тщательностью, компетентностью и старанием, постоянно поддерживая свои знания и навыки на высоком уровне с тем, чтобы  коллеги, посетители или руководство могли пользоваться преимуществами компетентных профессиональных услуг.

 

  • Конфиденциальность. Работник должен соблюдать конфиденциальность информации, полученной в процессе предоставления профессиональных услуг, и не должен использовать или раскрывать служебную, коммерческую информацию без надлежащих и конкретных на то полномочий, за исключением случаев, когда раскрытие информации продиктовано его профессиональными или юридическими правами или обязанностями.

 

  • Профессиональное поведение. Работник должен действовать таким образом, чтобы это соответствовало хорошей репутации профессии, и должен воздерживаться от какого-либо поведения, которое бы могло ее дискредитировать.

 

 

 

  1. Этическая ответственность работника

3.1. Работник Библиотеки, сознавая значимость  сохранение культурного наследия и формирование системы ценностей, основанной  на принципах гуманизма, для  содействия социокультурному  и духовному становлению  личности при выполнении своих профессиональных обязанностей руководствуется:

В отношениях с обществом

  • в своей профессиональной деятельности руководствуется профессиональными принципами, а не личными взглядами или предпочтениями политических и экономических организаций;
  • соблюдает установленные законом меры по предотвращению использования информации в целях насилия, распространения расовой и религиозной ненависти, национальной, политической и другой дискриминации;
  • способствует позитивному межкультурному диалогу этнических, языковых и культурных групп, представленных в обществе;
  • стремится к развитию партнерских отношений с органами власти, общественными организациями и различными учреждениями в целях содействия развитию библиотек и повышения их социальной значимости.

 

В отношениях с пользователем

  • обеспечивает права пользователя на поиск, отбор и получение информации, которая хранится в библиотеке, или может быть доступна посредством библиотеки;
  • обеспечивает права пользователя на доступ к культурным ценностям в библиотеке и инициирует участие пользователя в культурной жизни общества;
  • стремится обеспечить равные права пользователей на получение библиотечного обслуживания, вне зависимости от их пола, расы, национальности, имущественного или должностного положения, политических или религиозных убеждений, состояния физического здоровья;
  • способствует социализации личности, формированию гражданского сознания;
  • с уважением относится к личности пользователя и его информационным потребностям;
  • обеспечивает высокое качество предоставляемых библиотечных услуг;
  • способствует развитию информационных и культурных потребностей пользователя;
  • способствует формированию критического отношения к информации с позиций ее достоверности и полезности;
  • не допускает рекомендации антинаучных, недостоверных, заведомо ложных материалов, сознает опасность и вред, который они могут нанести личности и обществу;
  • защищает право пользователя на частную жизнь и конфиденциальность сведений о его информационной деятельности, руководствуясь при этом чувством социальной ответственности;
  • предоставляет информацию пользователю в удобном для него формате, разумно применяя современные технологии.

 

В отношениях с коллегами  

  • проявляет доброжелательность, уважение и честность;
  • участвует в формировании корпоративной культуры коллектива и следует ей в целях эффективной совместной работы и товарищеской взаимопомощи;
  • способствует профессиональному становлению молодых кадров;
  • соблюдает принцип конфиденциальности личной информации;
  • стремится заслужить свою репутацию профессионализмом и моральными качествами, не прибегает к нечестным приемам соперничества;
  • не допускает недобросовестного использования результатов интеллектуальной и творческой деятельности коллег и других членов профессионального сообщества.

По отношению к своей профессии

  • стремится к профессиональному развитию и повышению квалификации, культурному самообразованию как неотъемлемым условиям выполнения своей социальной миссии и профессионального долга;
  • прилагает усилия к повышению социального престижа своей профессии и признанию ее перспективной роли в информационном обществе;
  • заботится о своем внешнем виде как неотъемлемой части формирования позитивного имиджа профессии;
  • в ходе профессиональной деятельности не допускает получения личной материальной или иной выгоды за счет пользователей, коллег, книготорговых фирм и других поставщиков товаров и услуг;
  • не совершает поступков, наносящих ущерб престижу библиотечной профессии, заботится о ее высоком общественном признании.

 

  1. Соблюдение требований кодекса

4.1. Знание и соблюдение Кодекса является делом чести, совести и профессиональной ответственности каждого российского библиотекаря.

4.2. Библиотекарь, нарушающий принципы профессиональной этики, наносит ущерб престижу библиотечной профессии, лишается морального права на уважение поддержку и доверие со стороны коллег и граждан.

4.3. Случаи нарушения Кодекса, которые нанесли серьезный ущерб престижу библиотечной профессии, могут быть вынесены на рассмотрение        трудового коллектива учреждения.

4.4. Анализ и оценка соблюдения правил профессиональной этики, предусмотренных настоящим Кодексом, являются обязательными при проведении аттестации, включении в резерв кадров, назначении на вышестоящую должность, рассмотрении вопросов поощрения и награждения, а также наложении дисциплинарного взыскания.

 

  1. Заключение

5.1. Настоящий кодекс вступает в силу с момента издания приказа директора и действуют до внесения изменений или замены новыми документами.

 

 

/Разработан на основе Кодекса этики российского библиотекаря,

 принятого Конференцией Российской библиотечной ассоциации,

 XVI Ежегодная сессия, 26 мая 2011 г., город Тюмень