Центральная библиотека № 197 имени А. А. Ахматовой

Назад

Портретная галерея

Антология живописных портретов Ахматовой включает: прижизненные изображения Ахматовой работы художников Натана Альтмана и Кузьмы Петрова-Водкина, рисунок Юрия Анненкова, силуэт Евгения Белухи, фарфоровую статуэтку, созданную Натальей Данько и расписанную Еленой Данько, и т. д. Среди художников, изобразивших Ахматову как великие (Амедео Модильяни), Сарьян, Осмеркин, так и любители (Георгий Шенгели, Борис Ардов, Алексей Баталов).


Интересно проследить хронологию образа Ахматовой в изобразительном искусстве: менялся возраст и мироощущение поэта, менялось отношение художника к модели и стиль эпохи. Стоит помнить о влиянии личности и вкусов самой Ахматовой на манеру исполнения ее портретов. В её иконографии сравнительно мало отразились художественные эксперименты 1910-х–1920-х гг., хотя, будучи в 1920-х–1930-х гг. женой искусствоведа-авангардиста Николая Пунина, она общалась с художниками-авангардистами, и они не были ей чужды. Но, вероятно, все ощущали, как в 1960-е гг. скульптор Василий Астапов, что перед ними — «классически строгий мастер», и это отчасти определяло стилистику изображения. На изографии  не очень отразился и господствовавший с 1930-х гг. соцреализм: и потому, что обычно ее изображали художники, далекие от официоза, и потому, что сама она не хотела «быть великим металлистом».


В чем же тайна ахматовского облика? Что заставляло современников воссоздавать его на протяжении почти шестидесяти лет? Простого, единственного ответа на этот вопрос нет.


«Попросту красивой ее назвать нельзя, но внешность ее настолько интересна, что с нее стоит сделать и леонардовский рисунок, и генсборовский портрет маслом, а, пуще всего, поместить ее в самом значащем месте мозаики, изображающей мир поэзии. Осенью, приехав сюда, я думаю, ты не откажешься ни от одной из этих задач» – писал Николай Недоброво – Борису Анрепу в 1914 году, а в 1952 г. в вестибюле Национальной галереи в Лондоне состоялось открытие серии напольных мозаик работы Анрепа «Современные добродетели» на мозаичном панно «Сострадание» была изображена Ахматова, «спасаемая ангелом от ужасов войны». Изображение было сделано по памяти: Ахматова и Анреп не виделись с 1917 г.


В 1997 г. сотрудниками Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме (СПб.) был составлен компьютерный каталог «Анна Ахматова в портретах современников», размещенная на музейном сайте. Каталог включил в себя всю прижизненную иконографию Ахматовой, собранную сотрудниками музея на тот момент. Это 192 работы 69 художников.


В конце 2004 г. под грифом Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме вышел также альбом избранной прижизненной иконографии поэта:


«В ста зеркалах. Анна Ахматова в портретах современников / Предисл. Н. И. Поповой. Вступит. ст. О. Е. Рубинчик. Тексты о создании портретов – Т. С. Поздняковой, текст об автопортретах А. А. Ахматовой – О. Е. Рубинчик, о портретах работы И. А. Бродского – Э. Б. Коробовой. Биографии художников – Г. П. Балог, Е. Л. Курниковой. М., 2004.

Изоколлекция изображений Анны Ахматовой  для портала подготовлена на основе данного сборника, а также использования открытых сете-ресурсов.

Образ Ахматовой в изобразительном искусстве см. более подробно: Ольга Рубинчик. «Я здесь, на сером полотне…». Ахматова и художники.
Источник: utoronto.ca/tsq/11/rubinchik11.shtml#down#down

Назад