Увековечивание памяти Б. Пастернака
в России, Москве, зарубежных странах
Музыкально-драматический спектакль «Жизнь прожить – не поле перейти», поставленный к юбилею Бориса Пастернака режиссером и поэтом Владимиром Кантором, с участием артиста и драматурга Евгения Максименко уже несколько лет показывают в странах Балтии, Италии, Франции, США, Испании, Венгрии.
Литературные вечера, спектакли, научные конференции, посвященные юбилею писателя, проходят по всей России и в Москве. Их организуют библиотеки, ВУЗы, музеи, театры.
Чистополь
Первые государственные музеи и музейные экспозиции, посвященные Б.Л. Пастернаку, появились в России в год 100-летия со дня его рождения, в 1990 году.
Тогда мемориальный музей Пастернака открыл свои двери в Чистополе, в доме, где поэт жил в эвакуации в годы Великой Отечественной войны (1941–1943). Он расположен по адресу: Татарстан, г. Чистополь, ул. Ленина, д. 81.
В литературной экспозиция музея «Чистопольские страницы» повествуется о чистопольском периоде жизни Бориса Пастернака, о его творческих и дружеских контактах с эвакуированными писателями. Здесь представлены рукописи, письма, фотографии, книги Пастернака и его окружения, афиши литературно-музыкальных вечеров в Доме учителя. Образное решение экспозиции музея – через черно-белую графику, которая символизирует нравственный выбор Поэта между Добром и Злом.
В мемориальной комнате поэта с полной достоверностью воспроизведен интерьер периода жизни в доме: кровать, рабочий стол Бориса Леонидовича, стулья, в углу кушетка и книжный шкаф, картина на стене «Дети, бегущие от дождя». На столе – личные вещи: чернильница и подстаканник. Все это окружало поэта в те суровые дни. Музей организует циклы лекций и уроков для школьников по изучению творчества Б. Пастернака по программе "Живая повесть на обрывках дней".
Всеволодо-Вильва Пермской области
В 2008 году в поселке Всеволодо-Вильво Пермского края был открыт музей «Дом Пастернака». Дом Пастернака – это восстановленный в 2008 году дом управляющего заводами Саввы Морозова Бориса Ильича Збарского, в котором в 1916 году с января по июнь жил Борис Пастернак. Пастернак был оформлен на заводе, но только формально, чтобы заработать себе бронь – не участвовать в боевых действиях Первой мировой войны. Во Всеволодо-Вильве он был гостем. Несмотря на это, Борис Пастернак часто в охотку помогал Збарскому в заводских делах. Окружающая природа, быт, сама атмосфера уральского севера оставили неизгладимый отпечаток в творческой памяти поэта. Окрестности Всеволодо-Вильвы он опишет в романе «Доктор Живаго». Их обобщенным образом станет имение Варыкино. В Доме Пастернака представлена экспозиция фотоинсталляций «Тут чудно хорошо…» Б. Пастернак во Всеволодо-Вильве (январь-июнь 1916 года)», созданная Мариной и Анатолием Долматовыми. Фотохудожник Анатолий Долматов выполнил серию работ на основе уникальных снимков Пастернака и семьи Збарских, архивных фотографий и рукописей 1916 года. Пространственное решение и дизайн инсталляции подготовлены Мариной Долматовой. На сайте музея (http://dompasternaka.ru) представлена электронная книга «Всеволодо-Вильва на перекрёстке русской культуры», в которой есть глава, отражающая стихи и письма Б. Л. Пастернака, с вязанные с этим поселком.
Пермь
12 июня 2009 году, в День города Перми, был открыт первый в России памятник Пастернаку (скульптор – Елена Мунц). Трехметровый бронзовый бюст на гранитном постаменте установлен в Театральном сквере возле Театра оперы и балета им. Чайковского, неподалеку от библиотеки им. Пушкина, знакового места в «Докторе Живаго». По замыслу скульптора, Пастернак изображен молодым двадцатишестилетним юношей, каким он был во время своего пребывания в Перми в 1916 году. В 2006-м, когда исполнилось 90 лет со времени приезда поэта на Урал и 50 лет роману «Доктор Живаго», в Перми отмечался Год Бориса Пастернака. В Перми реализуется краевая программа «Пермский период Бориса Пастернака» фондом «Юрятин» при поддержке Министерства культуры и массовых коммуникаций Пермского края.
Московские адреса Б. Л. Пастернака
«Мечтателю и полуночнику
Москва милей всего на свете.
Он дома, у первоисточника
Всего, чем будет цвесть столетье…».
Это строчки Бориса Леонидовича Пастернака о нашем городе. Он – коренной москвич, родился в Москве в доме 2/3 по 2-й Тверской-Ямской улицы и пересечении Оружейного переулка. В этом «околотке» маленький Борис прожил три первых года своей жизни – сначала в доме Веденеева, затем в доме Лыжина (в том же Оружейном переулке, но ближе к Каретному Ряду). Гимназические годы поэта связаны с Поварской улицей, где находилась 5-я гимназия, в которой учился Пастернак с 1901 по 1908 годы и окончил её с золотой медалью. Затем Пастернаки переехали в казенную квартиру при Училище живописи, ваяния и зодчества, куда его отец Леонид Осипович был принят преподавателем. Так начался новый, «мясницкий» период жизни Пастернака, оставивший заметный след и в его поэзии. В 1911 году семья переехала в дом на Волхонку, 14, где Пастернак с перерывами прожил до 1937 года. С конца 1937 года он жил в доме 17, в Лаврушинском переулке. Основную свою жизнь Б.Л. Пастернак прожил на даче в Переделкино.
Пастернак воспитан Москвой, её бытом – бытом московской интеллигенции различных вкусов, различных взглядов. Он видел в детстве Льва Толстого, Левитана, Серова, Врубеля, А.Н. Скрябина, Рильке, Поленова, К. Коровина, В.О. Ключевского и многих других значительных людей своего времени. Хотя Б.Л. Пастернак немало поездил по свету, даже учился одно время за границей, но по большому счету оказалось, что было лишь два этих места на земле, которые дарили ему и материал и вдохновенье. Это Москва, где он появился на свет, где учился в университете, где состоялись многие незабываемые встречи, где поселились герои романа «Доктор Живаго»…. И еще – Переделкино, дачный литературный поселок под Москвою, ставший с 1936 года для великого поэта вторым (а может, и первым?!) домом.
Мир улиц, на которых прошло его раннее детство, писатель попытался воссоздать в автобиографическом очерке «Люди и положения»: «Околоток был самый подозрительный – Тверские-Ямские, Труба, переулки Цветного. То и дело оттаскивали за руку. Чего-то не надо было знать, что-то не следовало слышать. Но няни и мамки не терпели одиночества, и тогда пестрое общество окружало нас. И в полдень учили конных жандармов на открытом плацу Знаменских казарм. Из этого общения с нищими и странницами, по соседству с миром отверженных и их историй и истерик на близких бульварах, я преждевременно рано на всю жизнь вынес пугающую до замирания жалось к женщине и еще более нестерпимую жалость к родителям, которые умрут раньше меня, и ради избавления которых от мук ада я должен совершить что-то неслыханно светлое, небывалое».
Дом Пастернака в Москве
Вплоть до второй половины 80-х московские власти не занимались увековечением памяти Пастернака. Но поклонники поэзии, филологи, краеведы знали все адреса в городе и в Подмосковье, связанные с биографией и творчеством писателя (а таких адресов немало). В 1990 году, когда отмечалось 100-летие со дня рождения Б.Л. Пастернака, на доме 3 по Оружейному переулку была установлена мемориальная доска.
Впоследствии, когда в доме разместились рестораны, игровое заведение и ломбард, доска оказалась почти скрыта под яркими вывесками. В последние годы вокруг этого здания разгорелся скандал после того, как в 2002 частная фирма надстроила к особняку мансарду, а затем оформила её в собственность. Лишь в 2008 году инспекторы Москомнаследия обратили внимание на мансарду и обратились в суд с требованием снести незаконную надстройку. 25 мая 2009 арбитражный апелляционный суд постановил, что постройка мансарды была незаконной. Москомнаследием будет разработано плановое (реставрационное) задание на проведение комплекса работ, направленных на возвращение дому исторического облика.
См. также: Андрей Мирошкин. Поэт из Оружейного переулка, или Тайна четвертого этажа: http://www.mperspektiva.ru/article/a-1083.html
Будет ли памятник Борису Пастернаку в Москве?
Еще в 2006 году комиссией по монументальному искусству при Мосгордуме было принято решение об установке в 2010 году памятника Борису Пастернаку в скверике у дома № 14 на Волхонке – под окнами квартиры, где поэт прожил два самых плодотворных своих десятилетия. Среди авторов проектов памятника были скульптор Даниэль Митлянский, который увидел Пастернака молодым человеком, выходящим из дверей, и победивший в конкурсе скульптор Зураб Церетели. Его Пастернак сидит на изящной скамейке. Установка памятника отложена, так как в московском бюджете нет денег на новые памятники. Но сын поэта Евгений Борисович Пастернак от имени потомков в интервью газете «Известия» сказал о памятнике работы Зураба Церетели: «Мы вовсе не огорчены тем, что в 2010 году памятник не поставят. Никого из близких не пригласили в состав конкурсной комиссии, и наше мнение не было учтено.
Памятник замечательно и органично мог бы смотреться на Волхонке. Идея дара его Москве скульптором Церетели осталась. А Борис Леонидович в бронзе так и не увековечен...
К Пастернаку! В Переделкино!
Борис Леонидович Пастернак, один из самых замечательных обитателей Переделкина поселился тут в 1936 г. и большую часть оставшейся жизни, до самой кончины (31 мая 1960 года) провел здесь. Здесь он работал над романом «Доктор Живаго», переводил европейскую и грузинскую поэзию, написал стихотворный цикл «Когда разгуляется», а одиннадцать стихотворений начала 40-х гг. объединил названием «Переделкино».
Сосны, пруд, кладбище, Неясная поляна, ветер и паровозный гудок «с шестнадцатой версты» — все это видится, слышится, осязается едва ли не на каждой странице его поэзии последних двух десятилетий. Не удивительно, что близко знавший в эти годы Пастернака Корней Чуковский увидел приметы Переделкина даже в стихотворении «Рождественская звезда», рисующем рождение Христа. В другом стихотворении из романа «Доктор Живаго» мы уже, вне всякого сомнения, попадаем в «нижнюю», просторную часть Переделкина, где
… ветер, жалуясь и плача,
Раскачивает лес и дачу.
Не каждую сосну отдельно,
А полностью все дерева
Со всею далью беспредельной,
Как парусников кузова
На глади бухты корабельной.
Слияние личности поэта и места его обитания было настолько полным, что позволило еще одному очевидцу, В. Каверину, заявить: Пастернак жил в Переделкине «так, как будто сам создал его по своему образу и подобию».
В Переделкино к Пастернаку приезжали многие поэты и писатели, деятели культуры, которые в своих воспоминаниях описывают неприхотливый быт великого русского поэта. Здесь бывали: А. Ахматова, М. Цветаева, Вс. Иванов, Г. Нейгауз, С. Рихтер и многие другие.
10 февраля 1990 года, через 30 лет после смерти поэта, в столетие его рождения, в доме, где жил Пастернак, открыт музей. С самого момента создания музей Пастернака занял среди подмосковных достопримечательностей совершенно особое место. В музее сохранена обстановка и атмосфера, в которой жил и работал Борис Пастернак. Даже оформление работ Леонида Пастернака, отца поэта, остается в том виде, как это сделал сам поэт.
Борис Пастернак скончался в этом доме 30 мая 1960 года, похоронен 2 июня на Переделкинском кладбище. В то время это было скромное сельское кладбище, которое постепенно превратилось в один из московских литературных некрополей. Автор памятника на его могиле – скульптор Сарра Лебедева. Однако памятник, сделанный ею, неоднократно осквернялся, и через некоторое время была установлена точная копия памятника, сделанная одним из её учеников, скульптором Дмитрием Шаховским. Адрес музея: 142783, Московская область, Одинцовский район, п. Переделкино, ул. Павленко, д. 3. Проезд: Киевская ж/д до ст. "Переделкино" (выход на левую сторону к церкви до городка Писателей).
См.также:
ДУХ ПАСТЕРНАКА В ПЕРЕДЕЛКИНЕ
КАК СЕМЬЯ БОРИСА ПАСТЕРНАКА БОРОЛАСЬ ЗА ПРАВО СОЗДАНИЯ ЕГО МУЗЕЯ
http://www.trud.ru/article/30-01-2001/18740_dux_pasternaka_v_peredelkine.html
Сайт музея: http://www.pasternakmuseum.ru/