Москва
2018
Цветаева Марина Ивановна (26 сентября (8 октября) 1892, Москва — 31 августа 1941, Елабуга, СССР) – русский поэт, прозаик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX век. Родилась в Москве. Родителями Цветаевой были Иван Владимирович Цветаев и Мария Александровна Цветаева (урожденная Мейн). Отец, филолог-классик, профессор, возглавлял кафедру истории и теории искусств Московского университета, был хранителем отделения изящных искусств и классических древностей в Московском Публичном и в Румянцевском музеях.
Мама — пианистка, ученица Антона Григорьевича Рубинштейна. В детстве из-за болезни матери Марина подолгу жила в Италии, Швейцарии, Германии; перерывы в гимназическом образовании восполнялись учебой в пансионах в Лозанне и Фрейбурге. Свободно владела французским и немецким языками. В 1909 г. слушала курс французской литературы в Сорбонне.
В 1910 году Марина опубликовала (в типографии А. А. Левенсона) на свои собственные деньги первый сборник стихов — "Вечерний альбом", в который были включены в основном её школьные работы.
Её творчество привлекло к себе внимание знаменитых поэтов – Валерия Брюсова, Максимилиана Волошина и Николая Гумилёва. В этом же году М. Цветаева написала свою первую критическую статью "Волшебство в стихах Брюсова". За "Вечерним альбомом" двумя годами позже последовал второй сборник – "Волшебный фонарь".
Начало литературной деятельности Марины Ивановны связано с кругом московских символистов; она познакомилась с В.Я. Брюсовым, оказавшим значительное влияние на ее раннюю поэзию. Не менее существенное воздействие оказали поэтический и художественный мир дома поэта и художественного критика Максимилиана Александровича Волошина в Крыму.
В 1911 году Цветаева познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном; в январе 1912 — вышла за него замуж. В этом же году у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна (Аля).
В 1913 году выходит третий сборник – "Из двух книг".
В 1917 году Цветаева родила дочь Ирину, которая умерла от голода в приюте в Кунцево (тогда в Подмосковье) в возрасте 3 лет.
Годы Гражданской войны оказались для Цветаевой очень тяжелыми. Характерные для лирики Марины Цветаевой романтические мотивы отверженности, бездомности, сочувствия гонимым подкреплялись реальными обстоятельствами жизни поэтессы. В 1918–1922 годах вместе с малолетними детьми она находилась в революционной Москве, Сергей Эфрон служил в рядах Белой армии. В эти годы появился цикл стихов "Лебединый стан", проникнутый сочувствием к белому движению.
В 1918—1919 годах Цветаева пишет романтические пьесы; созданы поэмы "Егорушка", "Царь- девица", "На красном коне".
В мае 1922 года Цветаевой разрешили уехать с дочерью Ариадной за границу – к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жила в Берлине, затем три года в предместьях Праги. В Чехии написаны знаменитые "Поэма Горы" и "Поэма Конца", посвященные Константину Родзевичу. В 1925 году после рождения сына Георгия семья перебралась в Париж. В Париже на Цветаеву сильно воздействовала атмосфера, сложившаяся вокруг неё из-за деятельности мужа.
В 1930 году написан поэтический цикл "Маяковскому" (на смерть Владимира Маяковского), чьё самоубийство потрясло Цветаеву.
В отличие от стихов, не получивших в эмигрантской среде признания, успехом пользовалась её проза, занявшая основное место в её творчестве 1930-х годов ("Эмиграция делает меня прозаиком…"). В это время изданы "Мой Пушкин" (1937), "Мать и музыка" (1935), "Дом у Старого Пимена" (1934), "Повесть о Сонечке" (1938), воспоминания о Максимилиане Волошине ("Живое о живом", 1933), Михаиле Кузмине ("Нездешний вечер", 1936), Андрее Белом ("Пленный дух", 1934) и др.
С 1930-х годов Цветаева с семьёй жила практически в нищете. Финансово ей немного помогала Саломея Андроникова.
15 марта 1937 г. выехала в Москву Ариадна, первой из семьи получив возможность вернуться на родину. 10 октября того же года из Франции бежал Эфрон, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве.
В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью, жила на даче НКВД в Болшеве (ныне Мемориальный дом-музей М.И. Цветаевой в Болшеве), соседями были чета Клепининых. 27 августа была арестована дочь Ариадна, 10 октября – Эфрон. 16 октября 1941 года Сергей Яковлевич был расстрелян на Лубянке (по другим данным – в Орловском централе); Ариадна после пятнадцати лет репрессий реабилитирована в 1955 году.
В этот период Цветаева практически не писала стихов, занимаясь переводами.
Война застала Цветаеву за переводами Федерико Гарсиа Лорки. Работа была прервана. Восьмого августа Цветаева с сыном уехала на пароходе в эвакуацию; восемнадцатого прибыла вместе с несколькими писателями в городок Елабугу на Каме. В Чистополе, где в основном находились эвакуированные литераторы, Цветаева получила согласие на прописку и оставила заявление: "В совет Литфонда. Прошу принять меня на работу в качестве посудомойки в открывающуюся столовую Литфонда. 26 августа 1941 года".
28 августа она вернулась в Елабугу с намерением перебраться в Чистополь.
31 августа 1941 года покончила жизнь самоубийством (повесилась) в доме Бродельщиковых, куда вместе с сыном была определена на постой.
Марина Цветаева похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно. На южной стороне кладбища, у каменной стены, находится её затерявшееся последнее пристанище.
/ Марина Ивановна Цветаева; сост. подгот. текста А. Саакянц, Л. Мнухина. – Москва: Эллис Лак, 1994.
– 591 с.
Мнухина. – Москва: Эллис Лак, 1994. – 816 с.
современниках. Дневниковая проза/ Марина Ивановна Цветаева; сост., подгот. текста и коммент. А. Саакянц, Л. Мнухина. – Москва: Эллис Лак, 1994. – 686 с.
В шестой том "Собрание сочинений" вошли письма М. Цветаевой, русского поэта.
В седьмой том вошли письма Марины Цветаевой.
литература, 1988. – 638 с.
редкости").
Сборник содержит ранние произведения Марины Цветаевой.
. – Челябинск: Книга, 1994. – 317 с.
Книга содержит стихи М. Цветаевой.
Марина Цветаева (1892–1941) – русский прозаик и переводчик, поэтесса с потрясающим чувством слога и слова, оставившая богатое поэтическое наследие. Искусство дало Марине Цветаевой возможность любить многих, не изменяя ни одному, прожить сотни и тысячи разных жизней, которые она отражала в своем творчестве. Поэтесса любила этот мир – и эта любовь сквозит в каждой ее строчке. Как отмечала сама Марина Цветаева: "Вся жизнь делится на три периода:
предчувствие любви, действие любви и воспоминания о любви". И ее творчество – настоящее тому подтверждение.
Русская поэтесса Марина Цветаева о своем любимом поэте Александре Пушкине.
предисл. Л. Озерова; коммент., подгот. текста и мен. указ. Л. Мнухина. – Москва: Искусство, 1991. – 478 с.
Цветаева; сост. и вступ. ст. Н. Ларцева. – Петрозаводск: Петрополь, 1992. – 190 с. – Миниатюр. изд. Книга содержит произведения М. Цветаевой.
"Я хочу воскресить этот мир – чтобы все они не даром жили – и чтобы я не даром жила!". Это
желание М.И. Цветаева воплотила в "Повести о Сонечке", где, по словам автора, "действующих лиц не было. Была любовь. Она действовала лицами".
Цветаевой, 1990. – 153 с. – (Серебряный век)
Первая обязанность стихотворного критика - не писать самому плохих стихов. По крайней мере - не печатать. Первая добродетель критика – зрячесть. Об этом автор размышляет в этой книге. Поэт, по Цветаевой, "жертва демона", обреченная, поддавшись "наитию стихии" и, присвоив прерогативы Творца, постоянно вырываться в пространства, заповеданные человеческому разуму, и где-то там, за чертой земного, рождать живой, никому не подвластный мир.
Серия "Библиотека Ю. Гиппенрейтер", знаменитого детского психолога, – это книги из бесценного списка, важные и актуальные для каждого родителя. Марина Ивановна Цветаева – русский поэт,
прозаик, переводчик, одна из самых самобытных поэтов Серебряного века. С необыкновенной
художественной силой Марина Цветаева описывает свои детские годы. Можно сказать, что в тексте ее воспоминаний слились два таланта: талант очарованного миром ребенка - и талант выдающегося художника, сумевшего выразить в словах ранний уникальный детский опыт.
Прометей, 1990. – 656 с.
[Текст]: В 3 т. Т.2: Стихотворения и поэмы, 1921-1929 / Марина Ивановна Цветаева. – Москва: Центр, 1992. – 621 с.
В данное издание вошли стихотворения Марины Ивановны Цветаевой.
подгот. текста и коммент. А. Эфрон, А. Саакянц; вступ. ст. П. Антокольского; худож. Е.А. Трофимова. – Москва: Искусство, 1988. – 380 с.
Книга о Марине Цветаевой, написанная ею самой. Выбранные места из огромного творческого наследия поэта, расположенные в порядке течения жизни Цветаевой от рождения и становления до возвращения из эмиграции и гибели, образуют историю ее семейной и творческой жизни от первого лица. Издание приурочено к 125-лению со дня рождения поэта.
Ройзман, С. Рубанович, И. Рукавишников, Ф. Сологуб, М. Цветаева, И. Эренбург. – Москва: б. и., 1921.
– 15 с.
Сборник стихов двух великих поэтов России Цветаевой и Ахматовой.
Антология посвящена 100-летию со дня начала Первой мировой войны. В книгу вошли лучшие прозаические и стихотворные произведения о войне классиков русской литературы. Среди них стихотворения М.И. Цветаевой.
В книгу вошел полный корпус баллад о шервудском разбойнике, как в классических (Я. Маршак, М.
Цветаева, Н. Гумилев и др.), так и в новых переводах, выполненных современными поэтами специально для этого издания.
Хрестоматия включает произведения, изучаемые на уроках словесности в школе.
российского школьника).
Кроме произведений А.С. Пушкина в книге представлен очерк "Мой Пушкин" М.И. Цветаевой, боготворившей поэта.
Подборка любовной лирики сорока двух знаменитых российских авторов от Михаила Ломоносова до Арсения Тарковского. Ключевые произведения классиков российской поэзии.
[Текст]: энциклопедия: В 10 кн. Кн.3 / сост. В.А. Булли. – Донецк: Сталкер, 1998. – 448 с.
Кто они – люди, стоявшие рядом, вдохновлявшие знаменитых творцов на создание великих
шедевров, – красавицы, сводившие с ума весь свет, авантюристы, неординарные личности, игривые дети, пираты, преступники, путешественники, герои и даже совсем неприметные люди? Благодаря им художники брались за кисть, музыканты – за партитуру, а поэты и писатели – за перо.
Познакомьтесь с их биографиями, узнайте, как, сложились их дальнейшие судьбы, и, возможно, вы будете смотреть иными глазами на произведения, оставшиеся в веках.
В справочнике представлены краткие биографии русских писателей и поэтов, включающие в себя основные этапы их жизни и творчества. Задача настоящего издания - помочь школьникам составить первое впечатление о силе и притягательности русской прозы и поэзии, о характере ее творцов.
Справочник предназначен для учащихся средних общеобразовательных учреждений и может быть использован при изучении курсов отечественной истории и литературы, для подготовки докладов и рефератов.
В издании собраны справочные материалы по каждому писателю, чье творчество изучается в
общеобразовательных учреждениях.
В книге дан анализ программных произведений Куприна, Бунина, Горького, Цветаевой и других, обстоятельно освещается современный литературный процесс.
Очередная книга серии "100 великих" посвящена писателям. Этот "золотой список" составили как программные имена, так и те, кто только входит в наш культурный обиход – мастера слова, чьи
произведения в полном объеме опубликованы лишь в последние годы, а также писатели русской эмиграции и зарубежные литераторы, кого в подцензурные времена представлены в несколько искаженном виде.
Книга расскажет любителям поэзии о судьбах и творчестве более чем трех десятков русских поэтов серебряного века. Один из очерков посвящен М.И. Цветаевой.
Книга рассказывает о биографиях и исторических событиях, на фоне которых проходила жизнь ста великих поэтов мира.
биобиблиографический словарь русских писателей ХХ века. Т.1. / под. ред. Б.П. Козьмина. – 2-е изд.
– Москва: ДЭМ, 1991. – С. 259–260.
Москва: АСТ-ПРЕСС, 2008. – С. 238–244.
Книга о судьбах женщин, сумевших прославить своё имя и оставить след в истории Отечества.
Книга о Марине Цветаевой, ее семье и старинном русском городке Тарусе. Автор предоставляет
читателям возможность составить целостное представление о той роли, которую сыграла Таруса в судьбе Цветаевых, а также о роли самих Цветаевых в судьбе города.
музыки. – Чикаго: Континент, 2009. – 237 с.
В книге представлены литературные и иллюстративные материалы по сопоставлению великих русских поэтов XX века А. Ахматовой и М. Цветаевой почти за 100 лет. Сборник содержит цитаты десятков авторов, расположенные в хронологическом порядке, а также дополнена
биографическими данными Ахматовой и Цветаевой, диаграммой распределения цитат по годам, диалогом-дискуссией, графическими и фото-сопоставлениями.
Автор написал книгу о поэтах России начала века – периода русской литературы, которой мы привыкли называть Серебряным веком.
Б. Ахмадулина в течение многих лет писала литературные портреты тех, кто составили содержание ее жизни, "украсили и оправдали своим участием разное время общего времени, незаметно ставшего эпохой". Набоков и Ахматова, Пастернак и Цветаева, Ерофеев и Высоцкий, Антокольский и Твардовский и многие другие предстают перед нами увиденные глазами влюбленного поэта.
Книга посвящена музам гениев российской литературы и опирается на малоизвестные исторические документы и бесценные воспоминания современников.
Данная книга представляет собой сжатое изложение основных положений истории русской поэзии.
Автор книги рассказывает о творчестве поэта, о ее жизни и детей после эмиграции, особенно сюжетно в книге воссозданы два последних года жизни Цветаевой.
– Москва: АСТ, 2014. – 765 с.
"Курсив мой" - самая знаменитая книга Н. Берберовой, сразу ставшая мировым бестселлером. Яркая, независимая, провокативная, глубоко личная - эта автобиография вызвала бурю нареканий со стороны ее "героев" и осталась уникальным свидетельством жизни первой русской эмиграции.
Портреты И. Бунина, М. Горького, А. Белого, М. Цветаевой, Г. Иванова, В. Набокова написаны абсолютно свободным человеком – без оглядки, без страха, то хлестко и иронично, то трепетно и нежно...
В книгу вошли критико-биографические статьи о более чем сорока поэтах. Первый раздел "Большая четверка" посвящен крупнейшим поэтам XX века – Б. Пастернаку, М. Цветаевой, А. Ахматовой и
О. Мандельштаму.
Автор подробно описывает около 30 памятных мест Подмосковья, связанных с именами поэтов Серебряного века.
В настоящем сборнике читатель познакомится с наиболее значительными сочинениями о русской и западной культуре ХIX-ХХ веков.
Это издание является уникальным собранием биографий самых знаменитых людей планеты. Автор рассказывает о детстве замечательных людей так, чтобы читать о них было интересно, весело и
небесполезно.
Леонид Волков, известный московский литератор, первый раздел новой книги посвящен жизни и творчеству Марины Цветаевой. Второй – "Коктебельские очерки" – о "встречах" с Максимилианом Волошиным.
Книга рассказывает о жизни и судьбах нескольких известных российских женщин, вошедших в историю нашей страны.
В книге Виталий Вульф рассказывает о жизни, женщин покоривших мир, которых он называет богинями ХХ века.
Книга Натальи Гвелесиани "Путь неприкаянной души" (О Марине Цветаевой и не только),
представляет собой литературоведческое исследование духовного пути Марины Цветаевой.
В томе представлено 59 поэтов, родившихся в период с 1889 по 1899 год. В их числе М.
Цветаева. Автор и составитель предваряет каждую подборку стихотворений статьей и посвящает каждому свое стихотворение.
100 литературных адресов в книге Забродиной – коллекция живых историй. Тщательно собраны в ней сюжеты и факты из жизни писателей в Москве и самой Москвы в жизни писателей. От сюжета к сюжету течет великая река времени, и на столичных ее берегах
узнаем мы нечто малоизвестное из жизни Федора Достоевского, Льва Толстого, Александра
Блока, Бориса Пастернака, Александра Пушкина, Николая Гоголя, Антона Чехова и Александра Островского, Михаила Булгакова, Владимира Маяковского и Марины Цветаевой.
–1940 [Текст]: историческая литература / Алексей Матвеевич Зверев. – 2-е изд. – Москва: Молодая гвардия, 2011. – 368 с.– (Живая история. Повседневная жизнь человечества).
Книга представляет собой краткие жизнеописания писателей - как всемирно известных, так и тех, кто только входит в наш культурный обиход.
В книге впервые собраны материалы, относящиеся к жизни Марины Цветаевой в Москве до эмиграции и после ее возвращения в Россию.
Галина Козловская (1906–1997) – писательница, мемуаристка. Блистательная красавица
юность провела заграницей. Но судьба поджидала на родине, в Москве: встреча с молодым композитором Алексеем Козловским, союз на всю жизнь, ссылка в Ташкент в 1935-м. Сорок лет под небом Востока стали для Козловских… благословением. Они вместе пишут оперы: он
История гибели Марины Цветаевой, написанная в жанре документальной исторической прозы. Использованы ранее недоступные документы из архивов КГБ, воспоминания очевидцев и материалы личных архивов.
В книге излагаются сведения и связи личности Штейнера с русской культурой этого периода.
Автор – известный ученый-славист из Финляндии, профессор университета Або Академи (Турку, Финляндия), переводчица Толстого и Достоевского. В предлагаемом сборнике
читатель найдет статьи, посвященные ключевым фигурам русской литературы – Тредьяковскому, Бунину, Цветаевой, Ахматовой, Бабелю, Замятину, Пастернаку, Солженицыну, Бродскому.
"Зеленая лампа" – это история незаурядной личности, которая всю жизнь притягивала
интересных людей. Михаил Светлов, Алексей Крученых, Марина Цветаева, Георгий Эфрон, Вениамин Каверин.
постмодерну [Текст]: монография/ Светлана Николаевна Лютова; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, каф. философии. – Москва: МГИМО-Университет, 2014. – 400 с. Настоящая монография подводит итоги пятнадцати лет исследования автором творчества М.А. Волошина и М.И. Цветаевой. В книге поэзия и проза этих постсимволистов — двух особняком стоящих фигур Серебряного века, объединённых духовным родством.
В книге собраны отзывы критика Г.В. Адамовича о творчестве Марины Цветаевой, а отзывы об Адамовиче Цветаевой позволяют полнее раскрыть историю взаимоотношений поэта и критика, противостояние двух разных взглядов на поэзию, двух литературных школ.
/ Валентина Авраамовна Маслова. – Минск: Экономпресс, 2000. – 224 с.
Поэзия Марины Цветаевой – это поистине необъятный мир, который до сих пор таит в себе множество загадок. Свои открытия в мире Поэта делает и автор этой книги - доктор
филологических наук Валентина Маслова. Она подвергает Цветаевское творчество лингвокультурологическому анализу.
Автор книги рассказывает о своих встречах со знаменитыми литераторами, такими, как А. Белый, А. Ахматова, М. Цветаева и др.
В его новой книге автора – три места действия: Москва, Санкт-Петербург и Париж. Дома и домочадцы русской литературы неразрывно связаны. Это уникальный путеводитель. "Здесь всё выстроено на документальной точности. Кто где жил, бывал, с кем спорил в знаменитых салонах, в кого влюблялся в поэтических кабачках – обо всем этом узнаешь, погружаясь в рассказы, объединившие историю, литературу, биографические загадки и – Географию
Великой Поэзии..."
В книге представлены разные подходы и методы анализа, разные способы построения языковых портретов.
Книга посвящена жизни и деятельности известного русского поэта М. Волошина.
мертвой петле" [Текст] / Людмила Владимировна Поликовская. – Москва: Яуза: Эксмо, 2013. – 285 с. – (Роковые женщины).
"Живая душа в мертвой петле" – эти слова Марины Цветаевой оказались пророческими, роковыми: великая поэтесса повесилась 31 августа 1941 года. Споры о причинах этого самоубийства не стихают до сих пор. Кого винить в происшедшем? Какова роль в трагедии мужа Цветаевой Сергея Эфрона? Почему бывший белый офицер пошел на службу в ОГПУ, став сексотом и палачом? Что заставило Марину Ивановну вернуться вслед за ним из
эмиграции в СССР на верную гибель? И что за злой рок преследовал ее всю жизнь, в конце концов, сведя в могилу? Это "поэтическое расследование" приоткрывает завесу над одной из главных тайн русской литературы.
В очерках, основанных на новейших исследовательских материалах, рисуются трагические судьбы писателей и поэтов советского периода.
Главная мысль этой книги – "не будьте равнодушными к своей истории!". Каждый из нас
просто обязан знать, как богаты мы теми нравственными ценностями, которые нам достались в наследство от прошлых поколений".
(Высшее образование).
В первом томе раскрываются особенности развития русской литературы 1920-1930 годов XX века. Основное внимание уделено писателям, произведения которых составили классику русской литературы.
Вторая часть продолжает рассказ о русских писателях ХХ века.
В книге, в соответствии с новыми программами по литературе, представлены материалы о творчестве русских писателей ХХ века.
Александровна Саакянц; Рос. фонд культуры, Дом Марины Цветаевой. – Москва: Гендальф, 1993. – 112 с.
Книга посвящена М. Цветаевой и А. Ахматовой.
В отражен полный жизненный и творческий путь одного из крупнейших русских поэтов двадцатого века.
Автографы и мемориальные предметы / Л.А. Мнухин; ред. В. Резвый. – Москва: Бослен, 2017.
– 208 с.
К 125-летию со дня рождения Марины Ивановны Цветаевой два известных библиофила и поклонника ее творчества. Л.А. Мнухин и М.В. Сеславинский объединили материалы своих
коллекций под переплетом этого альбома-каталога. Дарственные и владельческие надписи на книгах и фотографиях, письма и открытки, уникальные сопутствующие материалы и
мемориальные предметы приглашают в увлекательное путешествие по разным периодам жизни замечательного поэта трагической судьбы.
притягивала незаурядных людей, за столом ее гостеприимного дома собирался цвет нашей культуры: Б. Пастернак, М. Цветаева, А. Ахматова, С. Липкин, М. Светлов и др.
Общая тема эссе поэта Марии Степановой — ситуация человека перед лицом небытия и способы сопротивления небытию, которые человеку предлагает культура. Пристально рассматривая тексты и судьбы своих героев (в их числе Введенский и Цветаева, Зебальд и
Зонтаг, Айзенберг и Шваб), автор исследует два таких способа: поэзию и non-fiction, с разных точек и по-разному противостоящие забвению и распаду.
. – Москва: Русский путь, 2000. – 632 с.
Настоящее переиздание сборника статей "Православие и культура", вышедшего в 1992 году, значительно дополнено, в первую очередь, за счет тех статей, что появились в "Вестнике
Русского Христианского Движения" за истекшие восемь лет. В новую книгу вошли работы, появившиеся и в других повременных изданиях или сборниках, а также ряд бесед, опубликованных в периодике.
Книга поэта и литературного критика посвящена литературной жизни русского Парижа за полвека в период 1920-1970-х гг. Она представляет интерес для ученых, литературоведов,
преподавателей истории литературы, аспирантов и студентов, а также для самого широкого круга читателей, которые найдут в этой книге много нового о замечательных деятелях
культуры русского Зарубежья. Книга снабжена впервые публикуемым уникальным иллюстративным материалом из личного собрания Ренэ Герра.
Книга посвящена известной русской поэтессе Марине Цветаевой.
Эта книга уникальна тем, что содержит ранее не известный биографический материал и создает портрет одной из самых загадочных и романтических фигур ХХ столетия-поэтессы Марины Цветаевой.
Книга о жизни и творчестве русского поэта Марины Цветаевой, итог длительной собирательной и исследовательской работы автора. Многие материалы публикуются впервые.
поэтика, идентичность автора в контексте эпохи / И.Д. Шевеленко. – изд. 2-е, испр. и доп. – Москва: Новое литературное обозрение, 2015. – 445 с. – (Научная библиотека. вып. 136).
Книга посвящена анализу творческого развития М. Цветаевой и формирования ее
прижизненной литературной репутации с привлечением обширного пласта прижизненной критики и архивных источников. Предлагаемое читателю второе издания книги переработано и дополнено.
Миф о Наполеоне прошел через всю жизнь Цветаевой. Цветаева видела в Наполеоне сверхличность, страдавшую, погибшую, одинокую. Наполеон для нее – фигура титаническая, мифическая, поэтическая.
черновой тетради 1939 года [Текст] / Е.О. Айзенштейн; Елена Айзенштейн // Нева. – 2009. – N 10. – С. 181–186.
Читая страницы тетради поэта 1939 года, можно заключить, что Цветаева пыталась найти для себя поддержку в своем творчестве раннего периода, в творчестве других поэтов, была охвачена чувством любви к беззащитной Чехии, горевала по нежной и щедрой Франции,
понимая, что для нее "отплытье" в СССР становилось шагом в Смерть.
Новое обращение к старому тексту - еще одно свидетельство бессмертия истории Тристана и Изольды, которая продолжает жить в новом изложении. Надо сказать, что легенда о Тристане и Изольде стала по-настоящему русским текстом.
О романтическом союзе поэтессы Марины Цветаевой и Сергея Эфрона.
Воспоминания о русской поэтессе Марине Цветаевой, ее пребывании в Болшево.
N68. – С. 148–153.
Эта статья написана на основе доклада, прочитанного на конференции "Эмигрантский период жизни и творчества Марины Цветаевой" 9-11 октября 2003 года.
Любовная лирика поэтессы Марины Цветаевой.
О Цветаевой-поэте и мемуаристе, поиски любви и встречи с поэтами.
Материалом для размышлений на тему национальных менталитетов стал подробнейший и выразительнейший документ: дневники сына Цветаевой Георгия ( Мура, 1925-1944) который, вернувшись подростком из Франции в СССР, пытался разрешить мучительный для него
вопрос: кто он - русский или француз.
"Вагриус". 2004. Т. 1 - 560 с.; Т.2. - 368 с.), который "был гордостью матери и её болевой точкой".
Выдержки из дневника Ивана Никаноровича Розанова, относящиеся к его встречам и разговорам с Мариной Цветаевой 1915-1922 и в 1940 годах.
Автор статьи пытается найти общие свойства между музыкой и поэзией Марины Цветаевой.
№ 6. – С. 97–107.
Воспоминания о встречах с известными людьми, случившимися в детстве автора, отрочестве и юности; Винер пишет здесь не мемуарный очерк, то есть на точности деталей, особенно в отношении персонажей из раннего детства (Марина Цветаева, Андрей Платонов) не настаивает, она пишет не “свидетельство современника”, а лирическую прозу – изображает образы, которые остались в ее памяти, Льва Квитко, Виктора Некрасова, Юрия Домбровского и других.
Цветаевой [Текст] / Т. Геворкян // Вопросы литературы. – 2006. – №5(9–10). – С. 248–282. Статья о "Дневниках Георгия Эфрона", выпущенных издательством "Вагриус" в 2004 году.
– N 5. – С. 5–53.
Анализ стихотворения Марины Цветаевой, созданного в 1922 г. Стихотворение шестым в цикле "Деревья" вошло в книгу "После России".
Статья о книге "Марина Цветаева. Семья: история в письмах".
О жизни и творчестве поэтов-современников П. Васильеве и М. Цветаевой.
Юрий Гурфинкель рассказывает о своих беседах с писательницей и сестрой Марины
Цветаевой - Анастасией Цветаевой, с которой он дружил 17 лет. В статье приведены суждения Анастасии Ивановны о русской литературе ХХ века, об основных её действующих лицах – Марине Цветаевой и её муже Сергее Эфроне, Пастернаке, Мандельштаме, Солженицыне.
Марина Цветаева не знала, что к моменту её возвращения из-за рубежа, Анастасия Цветаева сидела в тюрьме. Если бы она знала, то в СССР не вернулась.
Исследование посвящено раскрытию непроявленных миру закрытых для современного читателя смыслов в жизни и творчестве Марины Цветаевой. Одним из подходов
исследования является причисление Марины Цветаевой к представителям малой культурной традиции с точки зрения теории И. Яковенко "большой и малой традиций", существующих внутри культуры.
символистов [Текст] / Нина Алексеевна Дворяшина // Литература в школе. – 2009. – №8. – С. 7–12.
Ребенок предстает как знаковая фигура эпохи символизма. Он оказался в центре творческих исканий многих поэтов Серебряного века. Мир детства привлек Д. Мережковского и З.
Гиппиус, Ф. Сологуба и К. Бальмонта, В. Иванова и А. Белого, Б. Зайцева и И. Шмелева, И. Бунина и Л. Андреева, А. Куприна и М. Горького, А. Ремизова и М. Цветаеву.
В Елабуге в невзрачном дощатом строении, в котором жила поэтесса Марина Цветаева, открыт Дом ее памяти - музей Марины Цветаевой.
// Русская речь. – 2004. – N 4. – С. 123–124.
В статье рассматривается поэтический язык М. Цветаевой, А. Ахматовой, А. Блока, Ф. Тютчева, А. Фета, И. Анненского, Б. Пастернака.
С открытием архива Цветаевой в 2000 году, были изданы несколько книг, позволяющих по- новому взглянуть на внутренний мир, быт поэта. Автор размышляет о жизни, "кресте"
Цветаевой, который она несла по своей жизни, опираясь на исследовательские книги о
поэтессе Виктории Швейцер "Быт и бытие Марины Цветаевой", биографические книги самой Цветаевой, недавно изданные дневники сына Георгия Эфрона.
Литературно-критическая статья на темы современного цветаевского пушкиноведения: автор рассматривает ошибки, допущенные Цветаевой в стихах и очерках, посвященных Пушкину.
Автор статьи считает, что пора об этом заявить "откровенно и честно".
Литературно-музыкальная композиция о сплетении судеб великих поэтов 20 века – А. А.
Ахматовой (1889-1966), Гумилёва Н. С. (1886-1921), Цветаевой М. И. (1892-1941), Волошина М. А. (1877-1932), Пастернака Б. Л. (1890-1960).
– 2007. – № 11. – С. 180–185.
Известный критик пишет о мифотворчестве, которое продолжается вестись теми людьми, которые зовутся "человек сплетни" (не знамениты, не талантливы, но к знаменитости
прикованы сладострастием поиска того, что сегодня скапливается в сетевом ресурсе compromat.ru). К таким мифотворцам относится и автор книги "Анти-Ахматова" Тамара Катаева, и автор книги "Борис Пастернак. Мифы и реальность" В. И. Сафонов.
Антиахматовская компания, начавшаяся с оклика Сталина на встречу Ахматовой с Исайей
Берлиным ("так вот чем занимается по ночам наша монахиня"), продолжается. Потом была статья Александра Жолковского о "тоталитарной" Ахматовой и эссе Бориса Парамонова о Марине Цветаевой "Солдатка" – "вирусоносители", так называет их Наталья Иванова."
Рец. на кн.: Цветаева М. Письма к Анне Тесковой / Марина Цветаева; сост., подгот. текста, коммент. Л. А. Мнухина; вступ. ст. А. Главачека; МУК "Мемориальный Дом-музей Марины Цветаевой в Болшеве". – [Б. м.: б. и.], 2008. – 512 с.
Анализ творчества М. Цветаевой, поэтический стиль и приемы символизма.
Трактовка мифологических архетипов поэтики М. Цветаевой как гностических, ибо бытие и
быт – антитеза, прошедшая через все творчество поэтессы, всегда балансирующей на грани бытия.
Проблема понимания смысла поэтических текстов на примере анализа И. Бродским поэзии М. Цветаевой и Б. Пастернака.
– N4. – С. 251–278 .
Пушкин в творческом сознании Анны Ахматовой и Марины Цветаевой.
По поводу ряда новых книг о М. Цветаевой.
О роли интонации в художественной литературе на примере произведений Карамзина Н. М., Жуковского В. А., А. Белого, В. Маяковского, В. Хлебникова, М. Цветаевой.
Рецензия на книгу: Каган Ю.М. Марина Цветаева в Москве. Путь к гибели. – Москва: Отечество, 1992.
– 2011. – №10(84)
Представлена рецензия на книгу Ревзина О. "Безмерная Цветаева". — М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2010
// Знамя. – 2001.– №5
Статья об одноименной книге, в которой собраны критические работы Г.В. Адамовича о творчестве Марины Цветаевой, и отзывы Цветаевой об Адамовиче.
современник. – 2012. – №2.– С. 203–217.
В статье анализируется творчество поэтов "Серебряного века".
О жизни и творчестве поэтов "Серебряного века". Любовь в жизни поэтов.
О жизни и творчестве русских и советских поэтов и их суицидальных наклонностях. Анализ поэзии А.А. Ахматовой и А.А. Вознесенского.
Марина Цветаева и Сергей Эфрон: личная жизнь поэтессы.
Автор размышляет о законах стихосложения русских поэтов. Автор определяет любимое, наиболее повторяемое слово поэтов. Цветаева, Маяковский и Пастернак использовали
индивидуальную лексику - словотворчество. Недаром "эта троица имела много общего в своем отношении к стиху и слову".
(лирика конца 1900-х - 1910-х годов) [Текст] / О. Лекманов // Вопросы литературы. – 2012. – № 3. – С. 494–495.
Представлена рецензия на кн.: Боровикова, Мария. Поэтика Марины Цветаевой (лирика конца 1900-х - 1910-х годов). – Tartu: Tartu Ulikooli Kirjastus, 2011.
Автору удалось по-новому взглянуть на первые книги поэтессы и отыскать в них следы напряженного диалога с теми авторами, ученичество у которых зрелая Цветаева по разным причинам старательно затушевывала. По ее мнению, выбор Цветаевой не только стихотворных форм, но и основных структурных элементов поэтики осуществляется в тесной связи с контекстом эпохи, вытекает из поисков символизма периода кризиса.
Неизвестное письмо Марины Цветаевой 1940 года. Письмо адресовано писателю, поэту, драматургу и переводчику Ивану Алексеевичу Новикову (1877-1959). В статье приведен его полный текст.
Литературный вечер, посвященный творчеству М.И. Цветаевой (1892-1941) для учащихся старших классов. Дается биография поэтессы.
Анализ некоторых стихотворений М.И. Цветаевой. Статья предназначена для учителей для проведения уроков, посвященных Цветаевой или подготовке к сочинению "Тема Родины в лирике М.И. Цветаевой.
Литературная композиция, рассказывающая о жизни и творчестве поэтессы М.И. Цветаевой (1892-1941), для 9-11 классов.
– 2016. –№10. – С. 183–192.
Экскурсию по Плющихе и её окрестностям проводит Т. Рудишина, главный библиотекарь Городской детской библиотеки имени А. Гайдара.
О творчестве поэтессы Серебряного века Марины Цветаевой.
зарубежья, 1918—1940: в 4 т. РОССПЭН, 2006. – С. 469–479.
Анализ одного из произведений М.И. Цветаевой.
– 2008. – №3. – С. 6–9.
Общее и различное в творчестве двух великих поэтесс А. Ахматовой и М. Цветаевой.
С открытием архива Цветаевой в 2000 году, были изданы несколько книг, в том числе и
"Марина Цветаева, Николай Гронский. Несколько ударов сердца. Письма 1928 - 1933 годов".
(Москва, Вагриус, 2003), в которой помещены письма М.И. Цветаевой к предмету её тайного романа – 18-летнему начинающему поэту Николаю Гронскому, который погиб в 1934 году.
Материал о развитии современной Тарусы, которая неразрывно связана с именами К.Г. Паустовского (1892-1968) и М.И. Цветаевой (1892-1941).
Публикуемые письма важны для более полного восприятия творчества Марины Цветаевой.
международные цветаевские чтения в Елабуге / Анатолий Ильич Разживин // Литература в школе. – 2015. – №4. – С. 41–43.
Автор освещает хронику международного научного мероприятия - очередных научных чтений, посвящённых поэту Марине Цветаевой.
Образ Снежной королевы Цветаевского цикла "Подруга" и мотив "Полуночного рая" а лирике Софии Парнок.
Роль переводчика в русской культуре.
// Нева. – 2013. – №10.
Мучительно-нежный период пражских деревень в судьбе Марины Цветаевой.
Анастасия Ивановна Цветаева (1891-1993) 17 лет провела в лагерях, 80 лет занималась творческой жизнью, впервые её приняли в Союз писателей в начале двадцатых по
рекомендации Бердяева. Она автор "Воспоминаний" и романа "Amor". Много лет записывал устные рассказы Анастасии Ивановны Цветаевой, где главными персонажами были: её сестра Марина Ивановна Цветаева, Алексей Максимович Горький, Борис Пастернак.
В феврале 1927 года, спустя два месяца после кончины Р.М. Рильке, М. Цветаева завершает небольшое произведение "Твоя смерть".
В центральной библиотеке № 193 им. А. Ахматовой открыта галерея "Серебряный век",
посвященная 120-летию со дня рождения поэтессы Анны Ахматовой. В ходе презентации
представлена коллекция бюстов замечательных русских поэтов, выполненных художником- дизайнером Маратом Рахимовым: Н. Гумилева, О. Мандельштама, Б. Пастернака, М.
Цветаевой, А. Блока и А. Ахматовой.
Автор предлагает свой вариант прочтения и осмысления стихотворения М. Цветаевой "Бабушке". Учитель может использовать материал для анализа и интерпретации стихотворения на уроке.
Анализ поэмы М. Цветаевой "Молодец".
/ В. Титова //Вопросы литературы. – 2015. – №1
Рецензия на книгу: "В одном потоке бытия... ": Марина Цветаева и Максимилиан Волошин. – Москва: Центр книги Рудомино, 2013.
[Текст] / Елена Владимировна Толкачёва // Литература в школе. – 2014. – №12. – С. 17–21.
В статье прослеживаются особенности появления и изменения мотива сновидений в письмах и стихах Марины Цветаевой и эволюция этого мотива, выявлены его основные "спутники".
Статья посвящена появлению в печати книги "Ариадна Эфрон. История жизни. История души", а также событиям, предшествовавшим этому появлению и заставившим заговорить о
проблеме "литературного воровства", плагиата в современном литературоведении. Книга была подготовлена в 2006 году Руфью Борисовной Вальбе. Трагическая судьба всей семьи Марины Цветаевой общеизвестна, в том числе – судьба дочери поэта, Ариадны Сергеевны Эфрон, испытавшей и аресты, и лагерь, и ссылку.
В центре внимания учителя и учащихся – судьба главного героя Петра Гринева. В урок включены фрагменты произведений М. Цветаевой и Ф. Искандера, содержащие разные взгляды писателей на образы героев повести – Пугачева и Савельича.
В данном номере журнала печатается отрывок новой книги автора о Марине Цветаевой,
которая готовится к выпуску в издательстве "Молодая гвардия" в серии ЖЗЛ. Представленные страницы книги посвящены последним пяти годам проживания Цветаевой во Франции.
В англоязычном мире Марину Цветаеву узнали в 50-х годах, благодаря книге С. Карлинского "Марина Цветаева. Её жизнь и творчество".
О книге: Эфрон Ариадна. История жизни, история души. В 3т. / сост., подгот. текста, примеч. Р. Б. Вальбе. – Москва: Возвращение, 2008.
Лирический герой в стихотворении "Кто создан из камня, кто создан из глины..." М. Цветаевой.
Душевный, духовный мир Цветаевой – особенный, неповторимый, как и трагическая судьба.
Поэтический дар также ярок и необычен и притом, что укладывается в контекст эпохи с ее поисками в области языка, поражает обостренным восприятием звука и внутренней формы слова. Звука как смысла, как души слова-понятия, слова-символа.
Ирма Кудрова, автор книг о Цветаевой, публикует письма Ариадны Эфрон, дочери Марины Ивановны Цветаевой, которые сохранились в её архиве. В них идет речь о сотрудничестве Ариадны Эфрон в журнале "Звезд", где она начала публиковать воспоминания о своей матери.
Переписка Марины Цветаевой с великим германским поэтом Райнером Мария Рильке.
Переписка М. Цветаевой с германским поэтом Р.М. Рильке – яркая и драматическая глава ее биографии. В книге предпринята попытка собрать под одной обложкой весь известный ныне материал, относящийся к этой теме: письма и стихотворные обращения поэтов друг к другу.
Леонидович Пастернак; подгот. текстов, сост., предисл., пер., коммент. К.М. Азадовского и др.
В книгу вошли рассказы о встречах с А. Эфрон, А. Ахматовой, И. Одоевцевой и многих других.
Автор в своей книге воссоздает картины быта русской интеллигенции, мимо которого не
прошли значительные события общественной и политической жизни России, образ сестры, Марины Цветаевой проходит через все воспоминания, читатель узнает много нового и важного.
/ Марина Ивановна Цветаева; изд. подгот. А. Саакянц и Л. Мнухин. – Москва: Вагриус, 2004. – 558 с.
В книге собрана переписка двух поэтов в наиболее полном объеме, а также ряд сохранившихся автографов стихов, которые Цветаева и Пастернак посылали друг другу.
Книга состоит из записных книжек и дневниковой прозы, принадлежащих перу известной русской поэтессы Марины Цветаевой.
ПИШУ НА СВОЕМ ЧЕРДАКЕ – пронзительные дневниковые записи М.И. Цветаевой, написанные в один из самых тяжелых периодов русской истории – голодные, разрушительные послереволюционные годы. Сергей Эфрон, муж поэтессы, служит в добровольческом отряде белой гвардии. Марина Цветаева и дочь Ариадна, живут в Москве в условиях, при которых другие гибнут, в полной отрешенности от действительности.
В настоящую книгу вошли воспоминания М. Цветаевой о К. Бальмонте, О. Мандельштаме, А. Белом, В. Брюсове, М. Кузмине, а также эссе "Искусство при свете совести". Марина Цветаева рассказывает о том, какими запомнила она своих современников-поэтов, подтверждая собственную аксиому: "Любить — видеть человека таким, какие его задумал Бог…".
Реконструкция по сохранившимся отрывкам, дневниковым записям, эссе и письмам неизданной и впоследствии утраченной рукописи Марины Цветаевой, посвященной Октябрьской революции и Гражданской войне.
В книгу включена переписка семьи Цветаевой и ее близкого окружения, большинство писем публикуется впервые.
Ивановна Цветаева; подгот. текста, пер., коммент. Н. Струве. – Paris: YMCA-PRESS, 1990. – 187 с.
Марина Цветаева войдет в русскую литературу и как едва ли не самый яркий в ХХ веке представитель эпистолярного жанра.
Книга является завершением публикации эпистолярного наследия Марины Цветаевой. (См. — Цветаева М. Письма. 1905-1923; 1924-1927; 1928-1932; 1933-1936. – М.: Эллис Лак, 2012, 2013,
2015, 2016). В настоящее издание включены письма 1937-1941 гг. о последних годах
пребывания Цветаевой во Франции и трагической судьбе ее семьи после возвращения на родину. Письма к знакомым и друзьям, советским литературным функционерам,
руководителям страны, к дочери, арестованной и приговоренной к отбыванию срока в
лагере, прощальное письмо к сыну — все это показывает трагизм душевного состояния М.И.
Цветаевой в последний период ее жизни, рассказывают о событиях, приведших к гибели
поэта. Значительная часть писем публикуется впервые по данным из архива М.И. Цветаевой, частных коллекций и других.
Письма Марины Цветаевой и Бориса Пастернака – это настоящий роман о творчестве и любви двух современников, равных по силе таланта и поэтического голоса.
Солженицын, Марина Цветаева] / Лидия Корнеевна Чуковская. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Время, 2014. – 735 с. – (Собрание сочинений Лидии Чуковской).
Представлены отрывки из дневника автора. К "Отрывкам…" примыкает очерк
"Предсмертие"– о последних днях Марины Цветаевой, тоже написанный автором на основе своего дневника.
Русский путь, 2013. – 248 с.
"Такой книги еще нет в мире", – писала Марина Цветаева о неосуществившемся в 1920-х гг. замысле отдельного издания записей дочери. Тетради московского детства будущей
переводчицы, мемуаристки, художницы, искусствоведа Ариадны Сергеевны Эфрон
уникальны не только отраженными в них событиями, но и тем, что увидены они глазами шести-девятилетнего ребенка. Записи запечатлели биографические подробности жизни Цветаевой и портреты ее известных и ныне забытых современников.
Ариадна Эфрон оставила блистательно написанное свидетельство о Марине Цветаевой – поэтессе, матери, жене, просто женщине, какой она была, со всеми ее слабостями,
пристрастиями, талантом. Это свидетельство открывает нам подлинную Цветаеву.
Сергеевич Эфрон; Рос. гос. архив лит. и искусства; изд. подгот. Е.Б. Коркина, В.К. Лосская. – Москва: Вагриус, 2004.– 559 с.
"Есть у меня важный свидетель – сын", "умный и суровый Мур", отмечала в письмах Марина Цветаева. Настоящие дневники, публикуемые впервые, - лучшее тому подтверждение. Записи юного Георгия Эфрона, охватывающие период 1940-1941 годов, являются уникальным
документом последнего периода ее жизни. Г. Эфрон оставил нам достоверное и глубокое повествование о своем времени и малоизвестных фактах жизни своей семьи.
Сергеевич Эфрон; Рос. гос. архив лит. и искусства; изд. подгот. Е.Б. Коркина, В.К. Лосская. – Москва: Вагриус, 2004. – 367 с.
После смерти матери Георгий Эфрон вместе с другими эвакуирующимися попал в Ташкент. Для него началось страшное, голодное время, и единственный способ не опуститься и не сойти с ума молодой человек видел в чтении книг и ведении дневников. Прошли месяцы, он устроился в школу, завязал новые знакомства, наладил переписку с сестрой, находящейся в лагере, и все не переставал надеяться, что из Ташкента обязательно попадет в Москву, а
потом в Париж. Но судьба распорядилась иначе...
В книге собрана основная часть литературного наследия Сергея Яковлевича Эфрона 1893- 1941 гг.
известных деятелей отечественной и зарубежной культуры: сборник. / сост., общая ред. Л.А. Мнухин. — Москва: Мемориальный Дом-музей Марины Цветаевой в Болшеве, 2012. — 326 с.
Истории Великой Любви).
В рассказе "Жиличка" хозяйка комнаты в коммунальной квартире на Покровском бульваре вспоминает странную семью, прибывшую перед войной из Парижа – мать и сына. Не сразу открывается имя соседки, впрочем, достаточно просвещенный читатель довольно скоро догадывается, что речь идет Марине Цветаевой.
Книга посвящена творчеству Марины Цветаевой.
Читает И. Ерисанова.
На этом диске собраны произведения, охватывающие весь период ее творчества – от романтизма молодости и уверенного пера признанного поэта до периода безвременья эмиграции и трагического возвращения в Россию.
РАВНОВЕСИЕ, 2004. – 4 ч. 56 мин. – (Русская классика). – Читают: Т. Доронина и др.
сжатия MP3 (MP3).
В настоящем издании представлены наиболее известные и знаковые стихотворения и поэмы М.И. Цветаевой, одной из центральных фигур Серебряного века русской поэзии.
Читает И. Ерисанова.
Библиофоника, 2006. – 14 ч. 58 мин. – читает И. Сытник.
Сайт о М. Цветаевой. Представлены биография, произведения (поэзия, проза), жизнь и творчество поэта, критические статьи, библиография, фотогалерея, музеи.
Сведения о семье, анализ творчества, критика, круг чтения, литературная премия.
Приводим список городов улицы и площади, которых носят имя М.И. Цветаевой:
E-mail: bibl-tsvetaevoj@novo-sibirsk.ru
г. Москва, Борисоглебский пер., д. 6, стр. 1 тел.: +7 (495) 695 35 43
e-mail: dommuseum@mail.ru
г. Нижний Новгород, проспект Ленина, 58
E-mail: svetaevaf@yandex
Телефон: 8 (831) 250-40-16
Муниципальная библиотека
г. Париж, 13-й район, ул. Гласьер, 132
e-mail: dommuseum@mail.ru
г. Москва, Проспект Мира, д. 30 (495) 680-86-83
г. Феодосия, Республика Крым, Российская Федерация, ул. В. Коробкова, д. 13, E-mail: feo-muzeum@mail.ru: Телефон/факс +380-6562-21518
г. Елабуга, ул. Казанская, дом 61,тел.7-88-97
Калужская область, г. Таруса, ул. Р. Люксембург, д. 30 тел./факс (484-35) 2-51-92
e-mail: muzei@tarusa.ru
с. Усень-Ивановское
Республика Башкортостан, Белебеевский р-он, ул. Заречная, д.1
(34786) 2-73-54
г. Александров, Владимирская область, ул. Институтская, 6, корп. 2 (49244) 2-4279
г. Королев, Московская область, ул. М. Цветаевой, д. 15 (495) 516-56-93
с. Ново-Талицы, г. Иваново, Ивановская область, ул. Цветаева, д. 63 (4932) 31-51-51
Школа имени Марины Цветаевой и Музей ее имени
г. Москва, ул. Таллинская, д. 20, кор. 4
Первый памятник Марине Цветаевой (работы скульптора Юрия Солдатова) был установлен в 1992 году в Башкирии, недалеко от г. Белибея, в селе Усень-Ивановское. Летом 1911 года 18- летняя Цветаева провела здесь два месяца вместе с Сергеем Эфроном, которого отправили лечиться на кумыс.
Памятник М. Цветаевой в Тарусе. Установлен по инициативе Беллы Ахмадулиной. Архитектор проекта — Борис Мессерер, скульптор — Владимир Соскиев.
В Борисоглебском переулке в Москве, напротив цветаевского Дома-музея (скульптор Нина Матвеева, архитекторы С. Бурицкий и А. Дубовский). Памятник создан по проекту авторского коллектива в составе скульптора Нины Матвеевой и заслуженных архитекторов России Сергея Бурицкого и Александра Дубовского. Памятник Цветаевой отлит в бронзе на средства
Департамента культуры столицы и спонсоров.
Памятник работы Зураба Церетели, установленный во Франции, в курортном городке Круа- де-Ви (он же Сен-Жиль-сюр-Ви) на берегу Атлантического океана, где Цветаева отдыхала в 1926 году и откуда писала свои письма Рильке и Борису Пастернаку.
Памятник М. Цветаевой в г. Елабуга. Находится на пересечении улиц Казанская и М.
Покровская. Авторы памятника-бюста одному из величайших поэтов России – московские скульпторы А.В. Головачев и В.А. Демченко. Установлен он в 2002 г.
Памятник "Серебряный век" в г. Одесса. Сад скульптур одесского Литературного музея.
Скульптура представляет собой поэтесс Марину Цветаеву и Анну Ахматову, одетых в наряды древнеегипетских женщин, которые восседают на скамье в окружении леопардов.
На постаменте изображена пирамида с названиями основных направлений литературы и искусства Серебряного века.
Премия имени Марины Цветаевой учреждена в 2006 году в Елабуге по инициативе поэта, члена Союза Российских писателей, Николая Алешкова. Учредителем премии стал глава Елабужского муниципального района, мэр города Елабуги И.Р. Гафуров.
Елабужский государственный музей-заповедник взял на себя функции оргкомитета Премии. ОАО "Таттелеком" города Казани в течение нескольких лет был меценатом Премии.
Премия имени Марины Цветаевой является открытой и на её соискание могут быть представлены изданные музыкальные, поэтические сборники, научные монографии, а также книги, освещающие творческий и жизненный путь М.И. Цветаевой и её семьи.
Премия предназначается для награждения поэтов, прозаиков, исследователей, представителей сферы музейного и театрального дела, музыкальных исполнителей, чьё творчество, обладающее высокими художественными и исследовательскими достоинствами, вносит вклад в современное цветаеведение.
Соискателей могут выдвигать Союзы писателей, редакции литературно–художественных газет и журналов, литературные объединения, музеи, театры, высшие учебные заведения, научные учреждения, частные лица, возможно также самовыдвижение.
Лауреатам премии вручаются памятные медали, удостоверения лауреатов Литературной премии имени Марины Цветаевой и денежные вознаграждения.
2007 год
Лев Абрамович Мнухин – кандидат технических наук, историк литературы и культуры, член Союза писателей г. Москвы, член Русской Академической группы в США, старший научный сотрудник Музея Марины Цветаевой в Болшеве (г. Королёв Московской области);
Елена Баурджановна Коркина – кандидат филологических наук, литературовед– исследователь, почётный работник культуры города Москвы, старший научный сотрудник отдела "Архив русского зарубежья" Культурного центра "Дом–музей Марины Цветаевой";
Вячеслав Михайлович Головко – доктор филологических наук, профессор Ставропольского государственного университета, заведующий кафедрой истории русской и зарубежной литературы.
Ирма Викторовна Кудрова – автор фундаментальных монографий "Путь комет. Жизнь Марины Цветаевой" (СПб., 2003) и "Просторы Марины Цветаевой. Поэзия. Проза. Личность" (СПб., 2003);
Ольга Николаевна Григорьева – автор поэтического сборника "Из семи тетрадей" (Павлодар, 2007).
Сельма Ансира (Испания, Барселона) в номинации "Перевод творческого наследия Марины Цветаевой" за большой вклад в популяризацию творческого наследия Марины Цветаевой в странах мира (издано 16 книг переводов М. Цветаевой на испанский язык);
Эсфирь Соломоновна Красовская (Россия, Москва) в номинации "Цветаевский мемориал" за большой вклад в исследование и популяризацию жизни и творчества Марины Цветаевой, многолетнюю музейную и издательскую деятельность, организацию международных и российских проектов в области цветаеведения; организацию и проведение совместных конференций, семинаров и оказание методической помощи в создании экспозиций Мемориального комплекса М.И. Цветаевой в Елабуге;
Евгений Александрович Поспелов (Татарстан, Елабуга) в номинации "Поэтический сборник" за большой вклад в популяризацию и сохранение традиций русской поэзии, за верность призванию и огромную роль в становлении духовной культуры российской провинции, за книгу стихотворений "Крылатый ковчег".
Михаил Федорович Зайцев (Волгоград) – автор книги стихов "Дорогие сердцу лица";
Елена Николаевна Крюкова (Россия, Нижний Новгород) – автор книги стихов "Зимний собор".
Зоя Атрохина – директор Мемориального дома-музея Марины Цветаевой в Болшеве, в номинации "Цветаевский мемориал";
Антонина Кузнецова – народная артистка РФ, первое место в номинации "Исполнительское искусство". Она является автором книг, в которых центральное место занимают Марина Цветаева и поэты Серебряного века;
Виль Мустафин – известный казанский поэт и мыслитель, один из первых поэтов, который проникся духом творчества Марины Цветаевой за сборник "Дневные сны и бдения ночные";
Евгений Эрастов – современный российский писатель из Нижнего Новгорода, в номинации "Поэтический сборник" за книгу "Язык травы";
Отметили в этот день и молодых любителей творчества Марины Цветаевой – Карину Галимзянову, Алину Оседач, Марию Прохорову, Фариду Ахмадишину. Им вручили медали и удостоверения.
Также общественной медалью наградили внучатую племянницу Марины Цветаевой Ольгу Трухачеву, директора Елабужского института КФУ Елену Мерзон, ученого-секретаря музея- заповедника Андрея Иванова.
Нина Александровна Матвеева – российский скульптор, художник, в номинации
"Монументальная Цветаева"
Татьяна Микаеловна Геворкян – доктор филологических наук, член Союза писателей СССР и Армении, литературовед и критик, в номинации "За вклад в цветаеведение"
Гульзада Ракиповна Руденко – заслуженный работник культуры РФ и РТ, генеральный директор Елабужского государственного музея-заповедника, в номинации "Цветаевский мемориал".
Николай Петрович Алешков – поэт, председатель Татарстанского отделения Союза российских писателей, главный редактор литературного журнала "Аргамак. Татарстан" в номинации "Поэтический сборник" за книгу "Жизнь моя".
Диана Елисеевна Кан – член Союза писателей России, поэтесса, за сборник стихов "Звезды окликая".
В номинации "Студенческие исследования" награду присудили: студентам Казанского федерального университета Инне Игоревне Новиковой, Елабужского института КФУ Карине Равилевне Усмановой и Эльзе Ирековне Бургановой.
(Вручение цветаевской премии 2017 года посвящено 125-летию со дня рождения поэта).
Ольга Трухачева – внучатая племянница М.И. Цветаевой, за значительный вклад в общее дело изучения, популяризации имени поэта и увековечение памяти семьи Цветаевых (в номинации "Цветаевский мемориал")
Светлана Романова – ведущая актриса Большого драматического театра им. В.И. Качалова, народная артистка России и Татарстана, лауреат Государственной премии Республики Татарстан им. Г. Тукая за моноспектакль "Последний день" в номинации "Исполнительское искусство".
ПРИЛОЖЕНИЯ
Московский дом, где Цветаева жила в 1911-1912 гг.
Музей Цветаевой в Москве, в доме, где она поселилась в 1914 г. после замужества и прожила до своего отъезда за границу в 1922 г.
Дом, где Цветаева с мужем снимали комнату в 1923-1924 гг.
Дом-музей Цветаевой в г. Королёве (Болшеве), где поэтесса жила на даче НКВД в 1939 г.
91.9:83
Составитель: Ирина Бакши
Марина Цветаева: личность и творчество [Текст]: биобиблиографический указатель / сост. И.Е. Бакши. – Москва: ГБУК г. Москвы "ОКЦ ЗАО", 2018. – 41 с. – (К 125-летию М.И. Цветаевой).
Настоящий выпуск биобиблиографического указателя подготовлен к 125-летнему юбилею М.И. Цветаевой, русской поэтессы Серебряного века, прозаика, переводчицы.
Данный указатель отражает книжный фонд Центральной библиотеки №197 имени
А.А. Ахматовой, аналитические публикации из периодических изданий, получаемых библиотеками ГБУК г. Москвы "ОКЦ ЗАО", электронные ресурсы Интернет и ОКЦ ЗАО. Хронологический период охвата материала: 1921–2017 гг.
Указатель предназначен для широкого круга читателей, преподавателей и учащихся различных учебных заведений и всех, кто интересуется российской поэзией.