- Главная
- Ресурсы
- Методический кабинет
- Эффективные формы продвижения чтения
Педагогические технологии продвижения чтения
(Тезисы выступления на Всероссийском семинаре для библиотекарей)
Для продвижения чтения как можно тотальнее охватить соцструктуры: детский сад, школы, родители, педколлективы, школьные библиотки, близлежащий микрорайон.
Начинаем с малышами детского сада, используем эти формы работы:
- Книжно-предметная выставка с игрушками, пазлами, раскрасками «Тёпленькая книжка».
- Значок или бейдж каждому ребёнку с изображением книги. Домашняя любимая игрушка для проведения книжной викторины. Речёвка о книге и чтении.
- Викторина по книжкам-сказкам, с выставки «Куклы – герои сказок».
- Громкое чтение.
- Чудо-задание по детской книжке.
- Заучивание наизусть стихотворений.
- Выставка «Твои неокниги»: тактильные, книги-игры, звуковые книги, книги-панорамы, книжки-задвижки.
- Рычалки, кричалки, крякалки как игровые приёмы. Физкультминутки и «дай глазкам отдохнуть».
- Книга – подарок каждому ребёнку.
- Писатели, иллюстраторы, издатели в гостях у ребятни.
Со школами мы, как и все библиотеки, работаем по договору.
Формы работы со школьниками совсем иные, чем в детском саду:
1. Книговорот в классе
2. Книжная карусель
3. Чтение с остановками
4. Час активного прочтения книги
5. Прорекламируй книгу одноклассника
6. Громкое чтение
7. Уроки ББЗ
8. Обзор новинок с электронной презентацией
9. Большое чтение и др.
Несколько рекомендаций по проведению «Большого чтения»
- Первая встреча с классом. Знакомство. Настрой на чтение. Представление книги или книг. Интересная книжная выставка. Передача необходимого количества книг в класс для прочтения. Оформление книг общим списком за подписью учителя. Договорённость с читателями о приемлемых сроках прочтения и обсуждения книги. Возможен конкурс «Кто быстрее».
- Вторая встреча с классом инициирует детей на самостоятельное составление вопросов по прочитанному и подробное знакомство с автором (детям раздаются таблички, которые заполняются после рассказа библиотекаря об авторе; ответы на вопросы табличек зачитываются вслух и тут же редактируются).
- Третья встреча. Составление вопросов для обсуждения книги. Вопросы можно вывесить прямо в классе для редактирования и пополнения.
- Четвёртая встреча. Знакомство с этическими нормами обсуждения книги накануне мероприятия. Дети предлагают вопросы, которые хотели бы задать автору. Каждый записывает свой вопрос и тут же коллективно редактируется.Обсуждение книги (может быть в присутствии автора или без него). К встрече с писателями надо готовить аудиторию: продумать вопросы для писателя, обсудить этику общения, объяснить, что такое автограф сессия, напомнить о букете цветов и обязательной фотографии на память. Выпуск пресс-листа по итогам обсуждения (со средними и старшими классами), иллюстрирование книги, составление викторины по прочитанному
Вопросы для рефлексии.
- Как быстро ты прочёл книгу?
- Обсуждал ли её с одноклассниками?
- Знали ли родители, что ты участвуешь в «Большом чтении»?
- Какую книгу ты предложил бы для чтения в классе?
Плюсы этой формы: можно использовать и для работы в небольшой группе родителей и педагогов; готовая аудитория, погружение в текст, причастность к читательскому сообществу сверстников, определённая самостоятельность, готовность аудитории к обсуждению, атмосфера дружеского соревнования, осуществление обучающих задач (как составить вопросы для обсуждения, этика обсуждения и общения с автором). А теперь о минусах. Во-первых, требуется большая экземплярность, т.к. книгу надо дать каждому, если её нет в интернете. Во-вторых, затратно по времени. И, в-третьих, нужно постоянно удерживать интерес к чтению.
Необходимо ввести элемент самооценки читательского уровня. Предлагаем каждому оценить себя:
«Нечитатель» (читаю очень редко);
«Читатель так себе» (читаю время от времени);
«Я – читатель» (читаю постоянно);
«Супер-читатель» (ни дня без книги).
Формы работы по привлечению к чтению
- Мастерская чтения
- Подиум-дискуссия
- Поэтический марафон
- Библиотечный десант в школу
- День чтения
- Круглый стол для родителей «Мой нечитатель»
- Мужчина среди книг
- Составь список книг для своих сверстников
- Библиомобиль на школьном дворе
- Библиодевичник
- Книжные жмурки
- Конкурс «Нестандартное восприятие текста»
- Читательский клуб «Круги чтения»
- Библиомарафон
- Участие в литературных конкурсах
- Разного рода литературные мероприятия.
- Чтение с остановками
- Материалы нашего сайта
- Реклама периодики и д.р.
А потом предлагаем составить свою программу чтения.
«Моя программа чтения»
Посоветовали почитать
- родители ________________________
- библиотекарь ____________________
- учитель _________________________
- друзья __________________________
- старшеклассники ________________
- давно хотел сам __________________
- по радио _________________________
- по телевизору ____________________
- в интернете_______________________
- с книжной выставки в библиотеке__
Книжный марафон в библиотеке как эффективная форма продвижения чтения
Он позволяет открыть максимально фонды на определённую тему. Инициировать библиотекарей на творчество. Активизировать индивидуальную работу с читателем. Увеличить книговыдачу по теме марафона. В детских библиотеках включить принцип соревновательности.
С чего начать: выбрать актуальную тему. Разработать Положение, условия проведения, предполагаемые результаты. Подготовить увесистый пакет методических рекомендаций: табличка-логотип, календарь, формы работы, книжно-предметные выставки, конкурсы, мини-акции, предложить библиотекарям массу заголовков, тексты афиш, анкет для читателей, дать подборку стихов и эпиграфов. Составить рекомендательные списки литературы для детских и взрослых библиотек по взятой теме. Провести методическую консультацию с работниками абонемента и обмен опытом (где что и как хорошо получилось). Разработать билет читателя-марафонца. Сформировать призовой фонд для победителей, и читателей, и библиотекарей. Посетить библиотеки для оказания методической помощи. Разослать форму таблицы для подведения итогов I и II этапов и долго-долго сводить все результаты из 14 библиотек. В середине и в конце каждого года подводим итоги.
Родительское собрание в библиотеке по проблемам детского и взрослого чтения
Тотально информация всюду: сообщения, объявления, афиши в управу, школы, Методический центр Департамента образования округа, детские сады, досуговые центры, объявления в подъездах, в социальных сетях... Нужен притягательный магнит – известного писателя, актёра, издателя, спортсмена, психолога, редактора, специалиста по чтению... Раздача на абонементе пригласительных билетов приглашение по телефону по составленному списку.
Собрание строится по накатанному сценарию: регистрация, опрос каждого в пресс-центре, развёрнутая интерактивная книжная выставка, электронная презентация по теме собрания, рекламный материал для раздачи, выступления приглашённых писателей и творческих коллективов, продажа книг детскими издательствами, а на выходе проводим «барометр успеха» и опрос пресс-центра, чтобы определить уровень эффективности родительского собрания.
Проведение семинаров для школьных библиотекарей Западного административного округа города Москвы и библиотекарей:
Самоанализ библиотечного мероприятия
Методика работы по обучению написания отзыва и составления викторины
Формы и методы проведения «громкого чтения»
Традиционные и новые виды книжных выставок
Методика работы с иллюстрацией
Что такое «чтение с остановками»
Формы и методы работы с текстом и книгой
Методические рекомендации по проведению занятия по биографии писателя
Методика проведения «Большого чтения» в школе и библиотеке
Рекомендации «Библиотека в помощь образованию»
Формы библиотечной работы с использованием медиаресурсов
Новые формы библиотечной работы
Рекомендации по проведению родительского собрания в библиотеке
Методические рекомендации по привлечению к чтению
Классификация вопросов для обсуждения книги после её прочтения
День чтения,
Декада чтения,
Читательский клуб,
Анализ художественного текста
Методика подготовки и проведения читательской конференции. Отличие
читательской конференции от обсуждения книги.
Методика работы с фильмом
Интерактивный медиачас
Праздник книги
Книжный круговорот
Методика проведения громкого чтения
Методические рекомендации для проведения конкурсов на абонементе к Общероссийскому дню библиотек.
Организация независимого читательского жюри