Эффективные формы продвижения чтения

Педагогические технологии  продвижения чтения

(Тезисы выступления на Всероссийском семинаре для библиотекарей)

Для продвижения чтения как можно тотальнее охватить соцструктуры: детский сад,  школы,  родители, педколлективы, школьные библиотки, близлежащий микрорайон.

Начинаем с малышами  детского сада, используем эти формы работы:

  1. Книжно-предметная выставка с игрушками, пазлами, раскрасками «Тёпленькая  книжка».
  2. Значок или бейдж каждому ребёнку с изображением книги. Домашняя любимая  игрушка для проведения книжной викторины. Речёвка о книге и чтении.
  3. Викторина по книжкам-сказкам, с выставки «Куклы – герои сказок».
  4. Громкое чтение.
  5. Чудо-задание по детской книжке.
  6. Заучивание  наизусть стихотворений.
  7. Выставка «Твои неокниги»: тактильные, книги-игры, звуковые книги, книги-панорамы, книжки-задвижки.
  8. Рычалки, кричалки, крякалки как игровые приёмы. Физкультминутки и «дай глазкам отдохнуть».
  9. Книга – подарок каждому ребёнку.
  10. Писатели, иллюстраторы, издатели в гостях у ребятни.

Со школами мы, как и все библиотеки, работаем по договору.  

Формы работы со школьниками  совсем иные, чем в детском саду:

1. Книговорот в классе
2. Книжная карусель
3. Чтение с остановками
4. Час активного прочтения книги
5. Прорекламируй книгу одноклассника      
6. Громкое чтение
7. Уроки ББЗ
8. Обзор новинок с электронной презентацией
9. Большое чтение и др.

Несколько рекомендаций по проведению  «Большого чтения»

  1.  Первая встреча с классом. Знакомство.  Настрой на чтение.   Представление книги или книг. Интересная    книжная выставка.  Передача  необходимого количества книг в класс для  прочтения.  Оформление книг общим списком за подписью учителя.  Договорённость  с читателями о приемлемых    сроках прочтения и обсуждения книги. Возможен   конкурс  «Кто быстрее».
  2. Вторая  встреча с классом  инициирует детей на самостоятельное  составление вопросов по прочитанному и подробное знакомство с автором (детям раздаются таблички, которые заполняются после рассказа библиотекаря об авторе; ответы на вопросы табличек зачитываются вслух и тут же редактируются).
  3. Третья встреча. Составление вопросов  для обсуждения книги. Вопросы можно вывесить  прямо в классе для редактирования и пополнения.
  4. Четвёртая встреча.  Знакомство с этическими нормами обсуждения книги накануне мероприятия. Дети предлагают вопросы, которые хотели бы задать автору. Каждый записывает свой вопрос  и тут же коллективно редактируется.Обсуждение книги (может быть в присутствии автора или без него). К встрече с писателями надо готовить аудиторию:   продумать вопросы для писателя, обсудить этику общения, объяснить, что такое автограф сессия, напомнить о букете цветов и обязательной фотографии на память. Выпуск пресс-листа по итогам обсуждения (со средними и старшими классами), иллюстрирование книги, составление викторины по прочитанному

Вопросы для рефлексии.

- Как быстро ты прочёл книгу?

- Обсуждал ли её с одноклассниками?

- Знали ли родители, что ты участвуешь в «Большом чтении»?

- Какую книгу ты предложил бы  для чтения в классе?

Плюсы этой формы: можно использовать и для работы в небольшой группе родителей и педагогов; готовая аудитория, погружение в текст, причастность к читательскому сообществу сверстников, определённая самостоятельность, готовность аудитории к обсуждению, атмосфера дружеского соревнования, осуществление обучающих задач (как составить вопросы для обсуждения, этика обсуждения и общения с автором). А теперь о минусах. Во-первых, требуется большая экземплярность, т.к. книгу надо дать каждому, если её нет в интернете. Во-вторых, затратно по времени. И, в-третьих, нужно постоянно удерживать  интерес к чтению.

 Необходимо ввести элемент самооценки читательского уровня.  Предлагаем каждому оценить себя:

«Нечитатель» (читаю очень редко);

«Читатель так себе» (читаю время от времени);

«Я – читатель» (читаю постоянно);

«Супер-читатель» (ни дня без книги).

Формы работы по привлечению к чтению

  • Мастерская чтения
  • Подиум-дискуссия
  • Поэтический марафон
  • Библиотечный десант в школу
  • День чтения
  • Круглый стол для родителей «Мой нечитатель»
  • Мужчина среди книг
  • Составь список книг для своих сверстников
  • Библиомобиль на школьном дворе
  • Библиодевичник
  • Книжные жмурки
  • Конкурс «Нестандартное восприятие текста»
  • Читательский клуб «Круги чтения»
  • Библиомарафон
  • Участие в литературных конкурсах
  • Разного рода литературные мероприятия.
  • Чтение с остановками
  • Материалы нашего сайта
  • Реклама периодики и д.р.

А потом предлагаем составить свою программу чтения.

«Моя программа чтения»

Посоветовали почитать

  • родители ________________________
  • библиотекарь ____________________
  • учитель _________________________
  • друзья __________________________
  • старшеклассники ________________
  • давно хотел сам __________________
  • по радио _________________________     
  • по телевизору ____________________
  • в интернете_______________________
  • с книжной выставки  в библиотеке__

Книжный марафон в библиотеке как  эффективная форма продвижения чтения

          Он позволяет  открыть максимально фонды на определённую тему. Инициировать библиотекарей на творчество. Активизировать  индивидуальную работу с читателем. Увеличить книговыдачу по теме марафона. В детских библиотеках включить принцип соревновательности.

С чего начать: выбрать актуальную тему. Разработать Положение, условия проведения, предполагаемые результаты. Подготовить увесистый пакет методических рекомендаций: табличка-логотип, календарь, формы работы, книжно-предметные выставки, конкурсы, мини-акции, предложить библиотекарям массу заголовков, тексты афиш, анкет для читателей, дать подборку стихов  и эпиграфов. Составить рекомендательные списки литературы для детских и взрослых библиотек по взятой теме. Провести методическую консультацию с работниками абонемента и  обмен опытом (где что и как хорошо получилось). Разработать билет читателя-марафонца. Сформировать призовой фонд для победителей, и читателей, и библиотекарей. Посетить  библиотеки для оказания методической помощи. Разослать форму таблицы для подведения итогов I и II этапов и долго-долго сводить все результаты из 14 библиотек. В середине и в конце каждого года подводим итоги.

Родительское собрание в библиотеке по проблемам детского и взрослого чтения

               Тотально информация всюду: сообщения, объявления, афиши в управу,  школы, Методический центр Департамента образования округа, детские сады, досуговые центры,  объявления в подъездах,  в социальных сетях...  Нужен притягательный магнит – известного писателя, актёра, издателя, спортсмена, психолога, редактора, специалиста по чтению... Раздача  на абонементе  пригласительных билетов приглашение по телефону по  составленному списку.

              Собрание строится по накатанному сценарию: регистрация, опрос каждого в пресс-центре, развёрнутая интерактивная книжная выставка, электронная презентация по теме собрания, рекламный материал для раздачи, выступления приглашённых писателей и творческих коллективов, продажа книг детскими издательствами, а на выходе проводим «барометр успеха» и опрос пресс-центра, чтобы определить  уровень эффективности родительского собрания.

Проведение семинаров для школьных библиотекарей Западного административного округа  города Москвы и   библиотекарей:

Самоанализ библиотечного мероприятия

Методика работы по обучению написания отзыва  и составления викторины

Формы и методы проведения «громкого чтения»

Традиционные и новые виды книжных выставок

Методика работы с иллюстрацией

Что такое «чтение с остановками»

Формы и методы работы с текстом и книгой

Методические рекомендации по проведению занятия по биографии писателя

Методика проведения «Большого чтения» в школе и библиотеке

Рекомендации «Библиотека в помощь образованию»

Формы библиотечной работы с использованием медиаресурсов

Новые формы библиотечной работы

Рекомендации по проведению родительского  собрания в библиотеке

Методические рекомендации по привлечению к чтению

Классификация вопросов для обсуждения книги после её прочтения

День чтения,

Декада чтения,

            Читательский клуб,

            Анализ художественного текста

            Методика подготовки и проведения читательской конференции. Отличие 

            читательской конференции от обсуждения книги.

            Методика работы с фильмом

            Интерактивный медиачас

            Праздник книги

            Книжный круговорот

            Методика проведения громкого чтения

            Методические рекомендации для проведения конкурсов на абонементе к  Общероссийскому дню библиотек.

            Организация независимого читательского жюри