ДЕКАДА ЧТЕНИЯ

ДЕКАДА  ЧТЕНИЯ

в библиотеках ГБУК г. Москвы «ОКЦ ЗАО»

«Территория всеобщего чтения, или книжный инстинкт»

 

Сроки проведения:     21.03.2016 – 31.03.2016, в рамках  Недели детской и юношеской  книги.

Место проведения: все библиотеки ГБУК г. Москвы ОКЦ ЗАО»

Условия проведения:  ежедневно  1-2 мероприятия с чтением, обсуждением или анализом   текста любого жанра и тематики.

 

Цель Декады чтения:  расширение  читательской аудитории  с применением оригинальных технологий привлечения к чтению.

Задачи Декады чтения

  1. Популяризация чтения с использованием современных библиотечных форм работы, адресованных читателям разного возраста.
  2. Составление рекомендательных списков  для читателей различных возрастных категорий.
  3. Координация работы с  московскими писателями для организации творческих встреч в библиотеках;
  4. Привлечение волонтеров, организация волонтерских групп из числа молодых читателей и читателей-подростков. Организация рекламной библиотечной акции  «Молодые послы чтения» для популяризации проведения Декады чтения в библиотеках ОКЦ ЗАО.
  5. Проведение исследования по итогам Декады чтения  (анализ читательской аудитории и качества чтения).

Рекомендуемые информационные материалы:

Афиша с  программой Декады чтения в библиотеке,  читательский  шорт-лист,  рекомендательный список  «Купи книгу: 10 самых продаваемых книг 2015 года»,   список премиальных книг 2015 года  «Пять баллов»; аннотированные списки о профессиях «Пробники книг»

  •  
  • Библиомикс из современных фэнтези (можно запустить литературную  акцию на всю неделю) – для подростков, старшеклассников и молодёжи. Список книг прилагается.
  • Молодёжный читальный зал (с приглашением  сотрудников редакции журналов или обзор-характеристика журналов).
  • Клуб читающих мам с детским жюри.
  • Обзор премиальной литературы с чтением эпизодов «Пульс российской литературы».
  • Чтение и обсуждение книги. Читательская конференция по книге В. Быкова «Обелиск» (материал в  журнале «Школьная библиотека», № 5-6, 2015, стр. 35-37. По книге А. Приставкина. Ночевала тучка ... Д. Сэлинжер. Над пропастью во ржи, Харпер Ли. Убить пересмешника.
  • День писателя, творческая встреча, трансляция встречи «Писатель в библиотеке».
  • Квест по книге (Доступны методические разработки шести квестов, разработанных сотрудниками библиотеки  – Центра культурного наследия В. Д. Берестова).
  • Родительское собрание по чтению (материал в журнале «Школьная библиотека», № 5-6, 2015 , стр. 71-83. Есть также в Центре чтения).
  • Комикс-PARTY: мастер-класс по рисованию комиксов по книге, которую тут же и прочли  для 3-4 классов (по книге  О. Кургузова).
  • Литературная лотерея с громким чтением.
  • Книжный  шкаф поколения Next.
  • Тематическая презентация книг и чтение отраслевой литературы «Погружение в профессию» (материал в  журнале  «Игровая библиотека», № 7, 2014 г., стр. 26-31 – только для 3-4 классов).
  • Игровой  конкурс чтецов «Читаем друг друга»  (прикрепляется  на  листе или рисуется на футболке текст любимого стихотворения.  Одна команда читает стихи другой,  определяются победители. Потом из всех текстов составляют сборник).
  • Рукописная  книга рассказов, представленных читателями (выпускается самостоятельно читателями библиотеки).
  • Видеоолик «Фрагмент любимой книги» или «С моей домашней полки» (создается самостоятельно читателями библиотеки).
  • Встреча в читательских клубах.
  • Прочитаем «Курочку-рябу» со  взрослыми.
  • Мини-постановка «Прочтём и сыграем пьесу» (одноактное произведение).
  • Флэшмоб со стихами.
  • Текст-конкурс «По страницам русской классики» (составление  интеллект-релиза, обучение работе с краткими аннотациями на малоизвестные  произведения. В ходе мероприятия зачитываются и анализируются  аннотации, участники текста-конкурса определяют название произведений.
  • Фанфикшен для детей и молодёжи. Рекомендуемый список литературы:
  • Библиотечный  фримаркет («Рыночные дни», когда в библиотеке даром отдают ставшие кому-то ненужные книги).
  • Косплейпати для молодежи (маскарад мультгероев, литературных героев).

 

  •  
  • Конкурс буктрейлеров  с  чтением любимых эпизодов. Материал « Как делать буктрейлер» (материал в журнале «Современная библиотека», № 7, 2015 год, стр. 28 – 37.
  • Конкурс  «Лучший читатель декады чтения».
  • Конкурс небольшого фантастического рассказа о происшествии в библиотеке «Однажды в библиотеке...»  (зачитывают перед аудиторией. Можно привлечь членов литобъединений).
  • Конкурс об истории создания домашней библиотеки читателя. «Моя домашняя...».
  • Конкурс чтецов «Стихи самозабвенно слушать и читать». 
  • Конкурс на лучшую электронную презентацию о любимой книге.
  • Конкурс на узнавание  литературного героя по описанию портрета. Эти описания заготавливаются заранее. Рядом выставка с книгами, где есть эти описания, и можно, прочитав, узнать героя. «Чей портрет?».
  • Конкурс читателей на лучшую анкету по чтению для других читателей библиотеки.

 

Работа с текстом

 

1.Мастер-класс по анализу лирического текста – материал  в  ж. «Школьная библиотека», № 5-6, 2015, стр.68-70 – для любого возраста.

2.Чтение с остановками

Для чтения с остановками 1-2 класс – рассказ С. Алексеев. Буль-буль;

Рассказ В. Осеева. Синие листья

Рассказ В. Драгунский. Друг детства.

Для чтения с остановками 5-6 класс – рассказ И. Курамшина. Эквивалент счастья.

http://www.openclass.ru/node/455414 - автор   Е. Хребтищева.

Рассказ Л. Улицкой «Капустное чудо»

 

 

Для чтения с остановками 3-4 класс – сказка Е.А. Пермяк Сказка"Пастух и Скрипка" -

http://kmspb.narod.ru/posobie/pastuh.htm; kminform

Для чтения с остановками 6-7 класс – Л. Н. Толстой. Бедные люди.-  http://nenuda.ru.html

Л. Улицкая. Бумажная победа.

Для чтения с остановками 7-8 класс -  рассказ Елены Габовой «Не пускайте Рыжую на

озеро».

Для взрослых – А. П. Чехов. Пари.

Для чтения с остановками 9-11 класс, для взрослых -   Е. Замятин. Дракон, Урок-

мастерская по рассказу Евгения Замятина «Дракон»

http://lit.1september.ru/article.php?ID=200601711 Я иду на урок  Татьяна Васильевна

Алексеева (1950) — методист по литературе Красногвардейского района

Санкт-Петербурга.

1.         Прочитаем «Курочку-рябу» со  взрослыми

2.         Привлечение к тексту. Школа творческого чтения.

3.         «Оригинал» - конкурс на нестандартное восприятие и интерпретацию текста.

 

Список литературы, рекомендуемой для использования в рамках Декады чтения

 

  • Д.С. Лихачёв. Письма о добром и прекрасном.
  • Художественная литература о людях разных профессий  (списки дадим)
  • Запрещённые  когда-то книги (списки дадим)
  • Рассказы Ю. Коваля.  Чистый Дор
  • Олег Кургузов.  Рассказы маленького мальчика.
  • Отрывки из произведений   Н. М. Карамзина.
  • Одноактные пьесы
  • Премиальные книги для детей и взрослых
  • Молодёжные журналы
  • Книги-юбиляры
  • Журналы для детей и подростков
  • Е. Водолазкин. Лавр
  • В. Астафьев. Тоска по вальсу.
  • Б. Екимов. Рассказы из сб. «Пиночет»
  • Читаем и обсуждаем запрещённые книги
  • Читаем басни И.А. Крылова (материал в  ж. «Игровая библиотека», № 7, 2014г., стр. 60 -69)
  • Рассказы Аверченко прямо на абонементе.
  • Соло на ундервуде Довлатова.
  • Рассказы  О*Генри
  •  Рассказы Тэффи.
  • Новеллы К. Паустовского
  • Новеллы и эссе Ю. Нагибина.

 

    

Рекомендуемые сопутствующие мероприятия

 

  1. Литературная ярмарка мастеров (все 10 дней декупаж с изображением литературных героев или портретов писателей, книжки-самоделки, бумажное дефиле – мастерим  костюм литературного героя и читаем о нём,  красиво оформленный кроссворд по книге, мастер-классы по рисованию комиксов, макеты замков, хижин, избушки на курьих ножках, и т.д.).
  2. Звучащий  электронный  дневник читателя. Заранее желающий снимает своё выступление на видео и  отправляет в библиотеку.  Ролики  показывают и  обсуждают в присутствии авторов, задают им вопросы, читают отрывки из представленных книг)
  3. Тренинг для повышения статуса книги и её роли в жизни – материал в журнале «Современная библиотека», № 6, 2015г. стр. 82-86.

 

 

 

Чтобы  написать  развёрнутый отзыв о книге, подумай  над этими вопросами и сначала выбери те, на которые сможешь ответить.
Постепенно  старайся ответить на все.

1.Автор и название книги.
2.Как произошла встреча с книгой? (купили, подарили, посоветовали, взял  в библиотеке и т. д.)
3.Перовоначальное впечатление от  чтения первых стр. книги.
4.Время и место действия, описанные в книге.
5.Краткое, аннотированное содержание книги  из 3-4 предложений.
6.Герои этого произведения и оценка поступков главных и  второстепенны героев. С кем бы подружился? Кому бы помог? Кого и за что   осуждаешь?
7.Яркие эпизоды, которые запомнились. Чем и почему запомнились?
8.В какие события захотелось вмешаться? Как бы ты поступил, если был    рядом?
9.Зачем, по-твоему, написана книга? (это вопрос о главной мысли книги).
Хотелось ли поспорить с автором?
10.Что совершенно новое ты узнал для себя?
11.Интересна ли книга современному читателю?
12. Твоё мнение о книге. Объясни смысл названия. Продолжи фразу: «Эта книга о…».  Соответствует ли название книги её содержанию?
13.Какие предложения, фразы, афоризмы, словосочетания запомнились?      Процитируй что-либо из этой книги.
14.Твоё мнение об оформлении книги. Кто и как иллюстрировал книгу?
15.После прочтения, какое бы задание ты захотел выполнить: составить
викторину, нарисовать иллюстрацию, закладку, поговорить об этом
произведении?
16.Сможешь ли ты сделать библиографическое описание этой книги?
17.Время чтения ______час.,_____дней,_____недель,______месяцев.
18.Вернёшься ли к этому автору?

Памятка для работы с иллюстрацией

1. Главная тема книги. (Эта книга о…)
2. Назови фамилию художника-иллюстратора.
3. Месторасположение иллюстраций.
4.Почему художник взял именно эти эпизоды?
5. Соответствует ли иллюстрация тексту?
6. Какие приемы использует художник (цвет, связь с народным творчеством, объем иллюстраций, расположение, другие особенности)?
7.Какое настроение вызывают эти иллюстрации?
8.В какой технике выполнены иллюстрации? (вопрос для старших классов)?
9. Можно ли по иллюстрациям рассказать сюжет произведения?

 

Примерная схема самоанализа библиотечного мероприятия

 

1. Тема, цели, задачи мероприятия (кратко).

2. Формированию каких библиотечных и других знаний, умений, навыков должно способствовать данное мероприятие?

3. Оформление мероприятия.

4. Обеспечение безопасности присутствующих.

5. Соблюдение санитарно-гигиенических и временных норм.

6. Степень включённости библиотечного коллектива.

7. Библиотечная форма проведения.

8. Какие приёмы использовались для организации аудитории?

9. Степень включённости присутствующих в деятельность:

пассивная, эпизодическая, активная, самостоятельная (подчеркнуть).

10. Соответствие темы, целей, задач зоне развития и возрасту аудитории.

11. Целесообразность и последовательность каждого этапа мероприятия (открытие, включение аудитории, этапы основной части, завершение).

12. Владение библиотекарями методами, приёмами, новыми информационными технологиями, использованными при проведении данного мероприятия.

13. Использование книжных, наглядных, электронных и других ресурсов библиотеки при проведении мероприятия.

14. Соответствие мероприятия концепции, принятой библиотекой?

15. Что дало, на Ваш взгляд, это мероприятие для продвижения чтения и мотивации интереса к чтению?

16. Воспитательная значимость мероприятия (воспитание информационной грамотности, читательской культуры, познавательных интересов, эмоциональности, творческих способностей, культуры, толерантности, патриотизма, доброжелательного отношения к библиотеке, развитее речи и т.д.).

17. Соблюдение этических норм и наличие эмоционального контакта: наличие бейджа или другого отличительного знака, вежливость обращения без ущемления прав и чувств личности.

18. Затруднения, ошибки, проблемы, возникшие при проведении данного мероприятия и пути их преодоления.

19. Дата проведения мероприятия.

При желании внесите свои дополнения.

 

Книги, живущие в фильмах.

Когда что-то становится ясным одному – это может быть открытием, а может быть и случайностью. Когда что-то становится ясным многим и многим, то это уже закономерность. Таковой является массовое возрастание интереса к книге после её экранизации или показа по телевизору кинофильма по книге. Предлагаем всем руководителям детским чтением, родителям, библиотекарям, педагогам список успешно экранизированных книг. Это и мультфильмы, и игровые художественные фильмы. Возможно, путь к большому чтению у кого-то лежит через фильм. Счастливого ему пути к книгам, живущим в фильмах.

Часто для проведения библиотечных мероприятий, особенно для детей дошкольного и школьного возраста, необходимо подобрать фильм или мультфильм. Чтобы облегчить вам поиск и уверенность в поиске, предлагаем список книг, по которым созданы художественные фильмы или мультфильмы. Учитывая, что по некоторым книгам создано несколько экранизаций, мы их все называем и указываем авторство и выходные данные.