Образ Гумилёва Н.С. в литературе и искусстве

 

Образ Гумилёва в художественной литературе

Песни и романсы на стихи Николая Гумилёва

Образ Гумилёва в кино и видеофильмах

Слушать Николая Гумилёва

 

 

Николай Степанович Гумилёв является одним из главных героев многих художественных произведений, написанных в разных жанрах и формах, это и фантастические романы и фэнтези, и художественно-документальные произведения, и поэтические циклы.
Романы фантастической трилогии известных российских фантастов Андрея Лазарчука и Михаила Успенского «Посмотри в глаза чудовищ. Гиперборейская чума. Марш экклезиастов» (М.: Эксмо, 2009), написаны с таким причудливым сюжетом,  что привлекли  множество читателей и критиков, особенно о них много высказываний в  глянцевых журналах и сети. Николай Гумилёв является главным героем фантастического чуда. Он не был расстрелян в 1921 году, а ушел из расстрельных подвалов ЧК.  Он сохранил молодость и здоровье до наших дней и сберег свой талант. Но за все это ему пришлось дорого заплатить. Опасности поджидали его на каждом шагу. И если бы не боевые товарищи, разве смог бы он посмотреть в глаза чудовищ? Пережить гиберборейскую чуму? Пройти из конца в конец земли под страшный для непосвященных марш экклезиастов?


В фантастическом романе 4-й книги фантастической серии «Этногенез» Юрия Бурносова «Революция. Японский городовой»  (М., 2009)  показан новый взгляд на судьбу последнего российского императора Николая II через призму теории Этногенеза. Его героями также являются Владимир Ленин, Григорий Распутин, Надежда Крупская, великий русский поэт Николай Гумилёв, вокруг фигуры которого и разворачиваются основные события.
По сути, главными звеньями цепи повествования являются два Николая – будущий российский император и один из видных представителей литературы Серебряного века.


О том, как распорядился Бурносов судьбами Николаев и каким даром их наградил, газете «Взгляд» рассказал главный редактор «Этногенеза», писатель и автор серии «Блокада» Кирилл Бенедиктов: 


«Серия посвящена событиям, предшествовавшим революции 1917 года и самой революции. События книги «Японский городовой» начинаются гораздо раньше Октябрьского переворота, в ней затрагиваются те времена, когда Николай II, будучи еще наследником престола, отправляется в кругосветное путешествие. Он приезжает в Японию, где на него неожиданно совершает покушение полицейский Цуда Сандзо. В «Революции» действуют три предмета, один из них ужезнаком читателям – это Кот, позволяющий видеть будущее, он принадлежит цесаревичу Николаю. Также появляются новые артефакты – Скорпион и Сверчок. Сверчком владеет японский полицейский, который напал на Николая II. Сверчок приносит удачу в злых делах, то есть этот предмет подталкивает своего хозяина на совершение неблагородных поступков и делает так, что они у него получаются. Скорпион, в свою очередь, помогает людям благородным, имеющим добрые побуждения. Но тут не все так просто, и тайна Скорпиона, видимо, будет раскрыта во второй или третьей книге серии. Но уже ясно, что он является антагонизмом Сверчка.
 − А кто является хозяином Скорпиона?
− Николай Гумилев, он получает новый дар во время одного из своих путешествий в Африку. Вообще, как в «Блокаде», так и в «Революции» предметы могут подразумеваться и как сами по себе – волшебные артефакты, и как
метафоры более сложных процессов. Поэтому противостояние Сверчка и
Скорпиона в какой-то степени можно воспринимать как метафору
противостояния России и Японии. Другое дело, что круг заговорщиков
против нашей страны более широкий». (По материалам сайта газеты «Взгляд»: vz.ru).
Историко-авантюрный роман Елены Раскиной и Михаила Кожемякина «Красная валькирия» (М.: Вече, 2010), посвящённый Н.С. Гумилёву, Л.М. Рейснер, А.А. Ахматовой, В. Хлебникову и поэтам «Серебряного века».
Первая мировая  война и война Гражданская, интриги, авантюры, поэзия и революция, любовь и ревность, свобода и честь, а также — Лариса Рейснер, Николай Гумилев, Федор Раскольников, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Лев Троцкий и другие герои этой яркой и трагической эпохи встретят читателя на страницах романа.


Главная героиня романа –Лариса Рейснер, молодая петроградская поэтесса, увлеченная революционными идеями, влюблена в Николая Степановича Гумилева, сражающегося на фронтах Первой мировой войны. Нелепое стечение обстоятельств приводит к разрыву между ними, а грянувшая в 1917 г. революция разводит Ларису и Гумилева по враждебным лагерям «красных» и «белых». Лариса выходит замуж за смелого и амбициозного красного военно-морского командира Федора Раскольникова и разделяет его боевой путь в годы Гражданской войны, а с 1921 г. – и рискованную дипломатическую миссию в Афганистане. Бесстрашно сражаясь против «белых» и воспевая революцию в своих произведениях, она становится «красной валькирией». Однако трагическая любовь к Николаю Гумилеву, вопреки всему, живет в сердце Ларисы, что  вызывает безумную ревность Раскольникова. После казни Николая Гумилева за участие в «контрреволюционном заговоре» Таганцева Лариса порывает с Раскольниковым и бежит в Петербург, чтобы отдать запоздалый долг своему прежнему возлюбленному — помочь его близким, живущим в нищете и ожидании чекистских репрессий. Это становится для нее началом разочарования в прежних идеалах и приводит «валькирию революции» к трагическому концу.
Алексеева Адель Ивановна. «Красно-белый роман. Лариса Рейснер в судьбе Николая Гумилева и Анны Ахматовой» (Москва:  Алгоритм, 2008).


Роман посвящен любви поэта Николая Гумилева и революционерки Ларисы Рейснер. «Лариса Рейснер увела у меня Гумилева», – признавалась много лет спустя Анна Андреевна Ахматова. Лариса Рейснер встретилась с Николаем Гумилевым почти сразу после того, как он женился на Анне Ахматовой. Вспышка их любви приходится на 1916 год. Эта женщина стала музой поэта, он посвятил ей немало стихов, поэму «Гондла», героине которой дал имя Лери. Однако вскоре их взгляды на происходящее разошлись: впереди были революция, Гражданская война. Он во Франции, она уже на фронте... В одном из стихотворений поэт обращается к Ларисе: «Нежный друг мой, беспощадный враг». Они расстались, красно-белый роман заглох, но эта любовь, как молния, озарила весь Серебряный век. Лариса писала потом матери: «Если бы перед смертью видела его – все бы ему простила, сказала бы: никого не любила с такой болью, с таким желанием за него умереть...».
Валерий Поволяев в книге «Браслеты для крокодила. Роман о Николае Гумилеве» (М.: ЗАО Издательский дом "Парад", 2006) определяет жанр своей книги как художественный  роман, а не биографическое произведение. Это верно лишь отчасти. С одной стороны, книга написана живым, не протокольным языком, с чувствами и страстями, различными бытовыми деталями, диалогами, сочиненными автором. Но основную канву сюжета составляют реальные исторические события описываемой эпохи, о периоде жизни поэта с 1909 по 1921 годы. Это и его поездки в Африку, участие в боях Первой мировой, а затем жизнь в ощетинившемся после военных революционных бурь Петербурге, метания между различными особами женского пола. Ну, и, конечно, литературный путь и поэтическое становление. Владимир Поволяев  рассказывает не только про Гумилева, но и про Ахматову, Мандельштама, «Жоржика» Иванова, Ирину Одоевцеву, Александра Блока и других знаковых персонажах. Показывает их взаимоотношения между собой, с властями, каким образом и из какого жизненного контекста рождались те или иные стихотворения.


Драматическое произведение Юрия Лугина  «Еще не раз вы вспомните меня…» – драма в 2-х действиях  (электронный ресурс: http://protagonist.ru/v/1/file/p%60yesa+o+gumilyevye), посвящена последним дням жизни и расстрелу Николая Гумилёва. Среди действующих лиц – следователь ПетрГубЧеКа Якобсон; чекист Дзержибаев; чекист Агранов, инициатор «Дела Таганцева»; вторая жена Гумилева Анна Николаевна Энгельгард-Гумилёва, Ольга Николаевна Гильдебранд-Орбенина и другие исторические лица.
Художественно-документальное повествование Евгения Степанова "И смерти я заглядываю в очи... "  часть первая – вторая : вокруг "Записок кавалериста" Н. С. Гумилева (1914-1917); Гусарские будни прапорщика Н. С. Гумилева (1916-1917) (Звезда. - 2010. - № 4;  № 5; N 6; № 9; № 10; № 11) о жизни и смерти  большого русского поэта Николая Гумилева. Автор публикации – московский ученый Евгений Степанов, подвергает глубокому исследованию биографию и творчество "самого непрочитанного поэта Серебряного века" (А. Ахматова) Н. С. Гумилева. Степанов уверен, что эпоха Серебряного века завершилась в августе 1921 года – "с уходом из жизни не схожих, но по-разному наиболее ярких его представителей: со смертью Александра Блока и с расстрелом Николая Гумилева». Скрупулезно исследуется биография поэта и ее соотношение с художественным отображением в творчестве. «Параллельное чтение «Записок кавалериста» и сухих военных действий», как определил свой творческий метод исследователь, дополняется письмами, воспоминаниями, поэтическими произведениями Гумилева.

Составитель  Валентина Шелудько, ЦБС «Кунцево»

Примечание: В обзоре использованы ресурсы ЦБС «Кунцево» и Интернет.