Страшные мифы о комиксах

С чего начать изучать комиксы? Да, да! Вы не ослышались – именно изучать! Ведь комиксы, история которых насчитывает не одно столетие, давно признаны девятым видом искусства. Их исследованием занимаются ведущие университеты мира, о них пишут научные статьи и на их основе защищают диссертации. А как подступиться к комиксу человеку, не имеющему представления об этом жанре? Для начала необходимо осознать, что комиксы это не просто пустышки, примитивные книжки с картинками (хотя зачастую они выглядят именно так). Существует целая серия негативных стереотипов восприятия и заблуждений, которые свойственны людям, категорически не желающим читать комиксы. Остановлюсь на основных и самых распространенных «мифах».

Миф номер один. Комиксы для детей и дураков.

Забавно, как в одном этом утверждении дети, любящие книги комиксов, приравниваются к дуракам! В этом утверждении кроется заведомая ошибка, ведь недаром существует поговорка «устами младенца глаголет истина»! И если исходить из этой народной мудрости, вполне можно утверждать, что чтение комиксов «мудрый выбор»! Комиксы помогают в образовании, рассказывают истории различными способами, развивают пластичность ума и расширяют способы восприятия мира. Комиксы – это невероятно интересный мир графического нарратива, полезный для людей любого возраста.

Миф номер два. Комиксы – плоские истории про летающих героев в трусах поверх колготок.

Комиксы – мир, с помощью которого автор-творец, способен рассказать любую историю, описать любой мир, любое событие, от самых эпических, таких как извержение Везувия, до вполне себе простых и прозаических историй из жизни обывателя; от фантастических сюжетов про инопланетные вторжения, до научно-популярных объяснений работы нейронов головного мозга!  Сюжетных и тематических ограничения для комикса не существует. Есть лишь желание и воля автора рассказать, с помощью оригинальных инструментов комикса, ту историю, которая ему близка.

Миф номер три.  Комиксы зародились в Америке, и они чужды нашему народу.

Комиксы – это жанр, не знающий территориальных границ. Он давно завоевал популярность у читателей всего мира. Швейцария, Италия, Япония… И даже если какая-то страна в создании своих комиксов и заимствовала элементы комиксов других стран, то позже художники адаптировали эти истории так, что сегодня комиксы этих государств – самостоятельная культурно-творческая единица. Так случилось и во Франции с жанром вестерна, и в Италии, и в Японии, где благодаря комиксам о Микки Маусе, которые привезли американские солдаты после Второй мировой войны в Страну восходящего солнца, появилась известная всем Манга, ставшая основой культового направления в анимации Анимэ.

Французская BD (Bande dessinee – рисованная лента, полоса), итальянские комиксы Fumetto, азиатские Манга и Манхфа – все эти комиксы вне политики и географии. Они создали свой собственный мир, со своими собственными принципами, стилистическими особенностями, снабдив все собственным национальным колоритом.

Что уж говорить про Россию, где комиксы появились в конце 19 века и были невероятно популярны не только как средство информации в политической и социальной жизни, но и как истории, способные рассмешить или заставить задуматься. В Светской России 20-30-х годов комиксы являлись неотъемлемой частью воспитания подрастающего поколения. Позже популярные детские журналы «Мурзилка» и «Веселые картинки» начали публиковать комиксы известных российских художников и детских писателей, европейских авторов и даже комиксы компании Дисней. Этот рассказ можно продолжать, но он достоин отдельной истории, а я все-таки остановлюсь на заблуждениях, которые мешают нашим соотечественникам понять и полюбить комикс. Постараюсь развеять все страхи.

Миф номер четыре. Комиксы – это не книга, это журнальчики на скрепке.

Поговорим про форматы. Действительно, комиксы выпускаются в формате 32-ух страничных журналов на скрепку, которые называются Синглами. Но также можно перечислить множество форматов, которые относят комиксы к книжному изданию.

Синглы (Single issues, на сленге floppies) – отдельные выпуски, журналы, чаще всего на скрепке. По размерам комиксы эпохи Серебряного века и современные комиксы разнятся, но незначительно. Это важно, в основном, для вопроса их хранения. А так журналы – и журналы! Выходят они раз в месяц, иногда чаще (если это репринты или, выпускаемы в других странах по лицензии переводные издания).

Графический роман (Graphic Novel) – часто НЕПРАВИЛЬНО используемый претенциозными маркетологами термин, якобы придающий комикс-сборнику более “достойное” название. Однако, также используется (правильно) и для описания OGN (см. ниже). Сейчас так называют любой комикс в книжном формате, чтобы оправдать или завуалировать те самые мифы вокруг комикса, которые существуют, тем самым усугубляя отношение к восприятию такого понятия как комикс.

Оригинальный Графический Роман (Original Graphic Novel / OGN) – издание в любой обложке, ранее не опубликованной истории. То есть такие комиксы выходят сразу в формате книги и являются самостоятельным релизом, а не репринтом.

Сборник/Собрание комиксов, Коллекционное Издание (Collected Edition) – подборка, как правило, ранее опубликованных отдельных выпусков, собранных в формате книги (например, «Хранители» – лимитированная серия из 12 выпусков, или «Бэтмен Тихо» – 12 выпусков).

Трейд/ТПБ (TPB = Trade Paperback / SC = Softcover) – сборник в мягком переплете, чаще всего 150-250 страниц толщиной, хотя сегодня встречаются книги объемом 500-1000 страниц.

Престиж формат/микро-трейды (Prestige Format / Micro Trades) – этим термином DC Comiсs обычно именовали комиксы с проклеенным угловым корешком (как у ТПБ), но, в среднем, толщиной 48-64 страниц. У престижных изданий печаталась плотная картонная обложка, а страницы были толще обычных синглов. Первым комиксом в таком формате стал «Batman: The Dark Knight Returns» 1986 года издания. Термин позже вышел за рамки одного издательства, хотя именно DC и до сих пор балует своих поклонников такими комиксами (DC Rebirth Special).

Хард / Хардкавер (HC = Hardcover / HB = Hardback) – комикс в твердом переплете.

Оверсайз (OHC = Oversized Hardcover) – хардкавер. Увеличенный размер, относительно условного стандарта книги для издательства.

Делюкс (Deluxe Hardcover) – по сути тот же оверсайз, но термин ввели  DC Comics, позже он стал применятся и другими  издательствами, например, Image. Это размытый термин, обозначающий более крупные по размеру или контенту книжки (у тех же DC Делюкс изданиями часто называют и TPB).

Омнибас (Omnibus) – обычно более объемные издания, содержащие выпуски комиксов одного автора/команды авторов в рамках цельного рана, или просто тематический контент, выстроенный по тому конкретной серии или содержанию. Может также быть многотомником. В России, например, существует культ Омнибасов, но это понятие не включает в себя ни конкретного количества страниц, ни наличия твердого переплета.

Артист-издания (Artist Editions) – так на условном слэнге стали называть все крупноформатные издания со сканами оригинальных страниц комиксов, появившихся в интернете. Название закрепилось от родоначальника и популяризатора этой темы – изданий Artist/Artifact от издателя IDW Publishing.

и.т.д.

 

Основные форматы и их размеры*:

Trade Paperback (TPB) 25,6 x 16,7 см (10.1 x 6.6″)

Showcase Presents (TPB) 25,6 x 16,7 см (10.1 x 6.6″)

Standard Hardcover (HC) 26,4 x 17,5 см (10.4 x 6.9″)

Archives (HC) 26,4 x 17,5 см (10.4 x 6.9″)

Deluxe (OHC) 28,4 х 19 см (11.2 x 7.4″)

Omnibus HC 28,4 х 19 см (11.2 x 7.4″)

Absolute HC 31,5 х 21,5 см (12.4 x 8.5″), не считая слипкейсов

 

В заключении приведу высказывание Василия Кистяковского, совладельца магазина «Чук и Гик»: «Сказать «я не читаю комиксы, а читаю только графические романы» — это то же самое, что сказать «я не смотрю сериалы, а смотрю только мини-сериалы».

А теперь, если вас всё еще не убедили мои слова, я бы хотел посоветовать список книг, рассказывающих историю мировых комиксов от политической сатиры до супергероики. Приятного прочтения!

 

Руководитель комикс-центра Smart-библиотеки имени А.А. Ахматовой

Андрей Дроздов

 

1. Понимание комикса. Невидимое искусство Скотт МакКлауд.

2. Переосмысление комикса. Эволюция формы искусства Скотт МакКлауд.

3. Создание комикса: как рассказать историю в комиксах, манге и графических романах Скотт МакКлауд.
4. Фред Ван Ленте, Райан Данлеви.
5. Супербоги Грант Моррисон.
6. Мир комиксов: протообразы, японская манга, кинокомикс Юлия Магера.
7. Тайная история комиксов: Герои. Авторы. Скандалы Алексей Волков, Кирилл Кутузов.
8. Как создавать комиксы Ли С.
9. Манга в Японии и России. Субкультура отаку, история и анатомия японского комикса.
10. Marvel vs DC. Великое противостояние двух вселенных Рид Таккер.
11. Манга в Японии и России. Выпуск 2 Магера Юлия.
12. Русский комикс Ю. Александров.
13. Super Graphic. Вселенная комиксов сквозь схемы и диаграммы Тим Леонг.
14. Джек Кирби. Король комиксов Марк Эваньер.
15. Стэн Ли. Создатель великой вселенной Marvel. Биография Боб Батчелор.
16. Алан Мур. Магия слова Ланс Паркин.
17. Как выжить в индустрии комикса. Советы от профессионалов Дмитрий Лященко.
18. Энциклопедия Marvel. Хроники. Год за годом.
19. Энциклопедия DC Comics. Хроники. Год за годом.

20. Script It! Пиши. Пособие для сценаристов комиксвов. Алексей Хатчетт, Богдан.
21. MARVEL. Абсолютно всё, что нужно знать.
22. Тайная история Marvel Comics. Как группа изгоев создала супергероев Шон Хау.
23. Медведи, Казаки и Русский мороз. Россия в английской карикатуре первой трети XIX века Успенский В., Россомахин А., Хрусталев Д.

24. Имперский шаг Екатерины: Россия в английской карикатуре XVIII века. Успенский В., Россомахин А., Хрусталев Д.

 

Рассказать друзьям