Николай Гумилев

                                        

ГУМИЛЕВ Николай Степанович (1886—1921), русский поэт, представитель поэзии Серебряного века, создатель школы акмеизма, переводчик, литературный критик, путешественник. Гумилёв провозгласил "ясность и простоту, утверждение реальности жизни" целью поэтического творчества. Он учился в Санкт-Петербургском университете и в Сорбонне. В литературе дебютировал как символист и ученик В. Я. Брюсова.  Первым ввел в русскую поэзию экзотические темы. В 1910 был принят в редакцию журнала «Аполлон» в качестве обозревателя отдела поэзии.

В 1911 году вместе со своим другом С. Городецким основал собственный кружок «Цех поэтов». Первоначально он не имел чёткой литературной направленности. В 1912 организовал поэтическую группу акмеистов, куда входили А. А. Ахматова, С. М. Городецкий, О. Э. Мандельштам и др. Во время Первой мировой войны 1914—1918 пошел на фронт добровольцем, участвовал в боевых действиях, был дважды награжден за храбрость, получил офицерское звание. Приверженец монархии, Гумилев не принял большевистской революции 1917, однако эмигрировать отказался. В 1921 был обвинен в причастности к заговору против советской власти и расстрелян 25 августа 1921. Первый сборник "Путь конкистадоров" объединил стихи 1903–1905 годов, второй - "Романтические стихи" (1908) – вызвал положительный отзыв Валерия Брюсова.

Одобрение мэтра русского символизма сыграло большую роль не только в становлении Гумилёва-поэта, но и Гумилёва-теоретика и историка русского стиха (сборник "Письма о русской поэзии"). Страсть Гумилёва к путешествиям была такой же сильной, как и страсть к поэзии. Особый интерес Гумилёва вызывала Африка, где он побывал трижды, но не как турист, а как ученый-этнограф, собравший большую коллекцию материалов о континенте. Африканские стихи вошли в сборники "Колчан" ("Пятистопные ямбы"), "Шатер" ("Абиссиния", "Галла"), "Жемчуга" ("Капитаны"). Сборник "Жемчуга" (1910) знаменовал освобождение Гумилёва от влияния символизма и обретение им своего голоса в русской поэзии. Последние прижизненные сборники - "Костер" (1918) и "Огненный столп" (1921). Они представляют Гумилёва, "выросшего" из акмеизма, обновленного романтика, поражающего глубиной социально-философских наблюдений ("Шестое чувство", "Душа и тело", "Слово"). Последний сборник его рассказов «Тень пальмы» был опубликован посмертно в 1922. В 2016 году исполнится 100 лет со дня издания сборника "Колчан" (1916).

 

ПРИЖИЗНЕННЫЕ ИЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Н.С. ГУМИЛЕВА

Сборники стихов: «Путь конквистадоров» (1905); «Романтические цветы» (посвящается Анне Андреевне Горенко), Париж (1908); «Жемчуга» (1910); «Чужое небо (1912); «Колчан» (1916); «Костёр» (1918); «Фарфоровый павильон» (1918); «Шатёр» (1921); «Огненный столп» (1921). Пьесы: «Дон Жуан в Египте» (1912); «Игра» (1913, опубликована 1916); «Актеон» (1913); «Гондла» (1917); «Дитя Аллаха» (1918); «Отравленная туника» (1918, опубликована 1952); «Дерево превращений» (1918, опубликована 1989); «Охота на носорога» (1920, опубликована 1987).
Драматические сцены и фрагменты:  «Ахилл и Одиссей» (1908); «Зеленый тюльпан»; «Красота Морни» (1919, опубликована 1984). Проза: «Записки Кавалериста» (1914—1915); «Чёрный генерал» (1917); «Весёлые братья»; «Африканский дневник»; «Вверх по Нилу»; «Карты»; «Девкалион»; «Тень от пальмы» (1909—1916).
Поэмы: «Мик» (1918). Переводы: Теофиль Готье «Эмали и камеи» (1914); Роберт Браунинг «Пиппа проходит» (1914); Альбер Самен «Полифем»; Уильям Шекспир «Фальстаф» (1921).